Платформа для пчел – особенности кочевой пасеки, передвижная пасека своими руками, основные правила пасеки на колесах

Содержание

Прицеп для перевозки пчел своими руками: чертежи, инструкция

В течение сезона пчеловод вынужден организовать своим пчелам до пяти переездов, ведь медоносные зоны в нужном количестве редко расположены недалеко от пасеки. Поэтому незаменимым будет знание о том, как сделать прицеп для перевозки пчел своими руками, чертежи и инструкция тоже не будут лишними. Постоянные перемещения пчел к новым местам облегчают медосбор и способствуют росту итогового количества меда до 40%.

Средний срок цветения растений-медоносов длится от 10 до 20 дней, после этого улики можно возвращать в прицеп для перевозки пчел и переезжать на другое место. Эти миграции обычно выпадают на жаркие месяцы.

При температуре выше 25С важно организовать качественную вентиляцию, чтобы не запарить насекомых в ульях. Для облегчения работы кочевой пасеки пчеловодам приходится покупать или изготавливать самостоятельно специальные приспособления, которые помогают грузить и транспортировать улики:

  • самое простое решение – тачка;
  • более функциональный вариант – простая тележка или тележка-подъемник;
  • оптимальный вариант – автомобильный или самодельный прицеп;
  • самый сложный и самый удобный – платформа для перевозки пчел или пчелопавильон.

Подробности о приспособлениях для транспортировки

Многие производители товаров для сферы пчеловодства предлагают широкий ассортимент оборудования, произведенного в заводских условиях, но оно ориентировано только на крупные хозяйства. Поэтому, в попытках оптимизировать свой труд, владельцы небольших пасек вынуждены использовать несколько разных приспособлений или изготавливать что-то самостоятельно.

Если нет времени и желания всерьез озадачиваться работой над техническим усовершенствованием своей пасеки, то для облегчения и ускорения погрузочно-разгрузочных работ можно использовать просто тачку и тележку для перевозки.

Более сложный вариант – приобрести тележку-подъемник, которая позволит избегать физических нагрузок и экономить время. И на больших пчелофермах используют такое оборудование, оно зарекомендовало себя высокой проходимостью в разных условиях и устойчивостью на неровных поверхностях. Использование даже примитивной техники ощутимо повышает производительность труда.

Многие пасечники используют прицепы для перевозки пчелиных ульев. За каждый рейс на них можно перевезти не более 20 единиц. Но не любой прицеп легкового автомобиля можно использовать для этих целей. Есть ряд требований, которым он должен соответствовать, главные из них – надежность, вместительность и высокая продуваемость для летних переездов на значительные расстояния.

Более крупным пчеловодческим хозяйствам, чтобы часто перевозить пчел, не обойтись без платформ. На них устанавливаются павильоны, которые позволяют не пересаживать пчелосемьи. Достаточно только сцепить павильон на платформе с машиной, и сразу можно ехать в нужное место. Этот способ максимально упрощает сезонное кочевничество.

Чертежи

Инструкция по изготовлению

Используя в качестве базы ходовую часть автомобильного прицепа, пчеловоды разработали чертежи и методики, чтобы изготовить прицеп для перевозки пчел своими руками. Единственное условие, требующее строгого соблюдения – выдержать ширину изделия, не выходя за рамки максимально разрешенной в ПДД.

Для увеличения вместительности принято удлинять конструкцию, но оптимальным размером считается 2.5х5.6 метров. Такие габариты позволяют перевозить павильон с 60-ю уликами, расставленными в два ряда по три яруса.

Что понадобится для сборки платформы:

  1. В основу конструкции нужен прицеп, хорошим вариантом будет взять изделие старого образца, производства ОЗТП-Сармат.
  2. Трубы прямоугольного сечения 2,5*5 см 12 м и 2*4 см 24 м.
  3. Уголки 3шт 4*180 см и 2шт 3,5*240 см.
  4. Трубы 3шт 20*240 см.
  5. Панели из пластика 24шт 10*180 см.
  6. Листы металла по планируемому размеру рамы для размещения ульев.
  7. Доски для укладки пола.

Из инструментов нужно вооружиться сварочным инвертором, дрелью, болгаркой и угольником.

Поэтапное руководство:

  • Начинать постройку платформы надо с удлинения рамы на 1 метр. Для этого заготовленные прямоугольные трубы привариваются к базовой конструкции.
  • Позаботившись об улучшении амортизационных характеристик, нужно установить рессоры в комплекте с пружинами и амортизаторами.
  • Из трубы 2,5*5 нужно изготовить раму 2,4х1,8 м. В качестве ребер жесткости выступают трубы, приваренные через каждые 0,5 м.
  • Следующий шаг – к раме нужно приварить полученную конструкцию, используя сварочный инвертор.
  • Разметить разделение всей платформы в длину на 3 равные части.
  • Для простого размещения уликов изготавливаются выдвижные салазки. Их рама сделана из прямоугольной трубы 2*5 и укреплена пятью поперечными трубами.
  • Разделение мест под ульи организовано с помощью уголков 4*60, а для крепления используются петли, по 5 штук вдоль бортов.
  • На дно выдвижной рамы укладывается лист металла.
  • Подвижность обеспечивают колесики, в роли которых могут выступать подшипники, равномерно распределенные по раме.
  • Напольное покрытие конструкции организовывается из досок.
  • Ко всем углам рамы нужно приварить стойки по 1,55м. Для повышения надежности и устойчивости конструкции, дополнительные стойки привариваются по углам квадратов, на которые можно условно разделить всю конструкцию.
  • Для усиления крепления к сцепному устройству прицепа приваривается труба 4*150 и два 4 см уголка под наклоном.
  • Теми же уголками сверху оборудуется крепление для пластиковых панелей, которыми покрывается крыша. Герметичность покрытия не так важна, основная задача крыши над платформой – затенение ульев.
  • По желанию, под самой крышей можно изготовить полки или ящики, высотой порядка 35 см, для хранения мелкого оборудования или инвентаря пчеловода.

Перед каждой сварочной работой нужно угольником контролировать соблюдение 90 º угла. Разобравшись, как сделать из прицепа платформу, можно перейти к делу, адаптировав все параметры под свои потребности. Только в индивидуальном порядке можно просчитать, какой размер будет самым оптимальным.

Видео: прицеп для перевозки уликов своими руками.

Преимущества платформы

3 преимущества использования не просто автомобильного прицепа, а специальной платформы:

  1. Тряска во время переездов минимальна. Это позволяет избежать стрессовых ситуаций у пчел.
  2. Для облегчения труда пасечника, не требуется каждый раз спускать ульи на землю и возвращать их обратно.
  3. Возможность организации многоярусной конструкции из ульев, что позволяет за один раз вывезти к цветущим медоносам большее количество пчелиных семей.

Павильон на платформе может быть съемным и стационарным, служить только для сезонных перевозок пчелосемей или их круглогодичного содержания. Каждая особенность требует своих модификаций. Так, содержание и перевозка пчел зимой заставит утеплить павильон.

Для несъемных ульев платформу нужно дооборудовать подпоркой на передней части, для удержания горизонтального положения. При желании и потребности всегда можно реализовать любое альтернативное решение и дополнить конструкцию на свое усмотрение.

При условии изготовления своими руками, павильон на платформе – самый малозатратный и высокоприбыльный вариант организации пасеки. Конструкция большой вместимости и высокой мобильности – оптимальное решение для пасек любого размера.

vmirepchel.ru

Прицеп для перевозки пчел: виды, как выбрать.

Медоносная база – поля с деревьями акации, подсолнечником, гречкой и другими растениями в стадии цветения находятся довольно далеко от дома пасечника. Поэтому необходимо иметь прицеп для перевозки пчел. Его можно сделать своими руками или купить.

Прицеп для перевозки пчел

Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев

Есть несколько видов прицепов для перевозки пчел. К ним относится:

  1. Прицеп для легкового автомобиля.
  2. Павильон.
  3. Платформа.

Прицеп для легкового автомобиля

Бортовые прицепы производят для перевозки различных грузов, в том числе пчелиных улье. На прицеп можно поставить до 24-х ульев, оставить их на весь сезон. Делается это рядами. Пчеловоды дорабатывают заводскую конструкции –  устанавливают выдвижной механизм, облегчающий выполнение работы по установке/снятию ульев, а также делают навес-крышу.

Прицеп для легкового автомобиля

Павильон

Павильон по сравнению с системой транспортировки пчел, приведенной выше, сконструирован под постоянное хранение ульев. Он состоит из двух частей: первая, рабочая, – непосредственно под пчел, вторая – бытовая. Площади 5-6 квадратных метров хватает под 50 ульев.

Павильоны делятся на три группы:

  • Стационарные – не имеют колес, стационарные.
  • Передвижные – имеют колеса, передвигаются.
  • Кассетные – имеют отсеки под ульи.

Прицеп павильон для перевозки ульев

Платформа

Платформа или, точнее, прицеп-платформа представляет собой мини-пасеку вместимостью до 50 ульев.

Ее плюсы в том, что:

  • она бывает как одно, так и многоярусной;
  • возможна установка крыши, которая оберегает насекомых от прямых солнечных лучей, атмосферных осадков;
  • с ней намного проще получать мед, так как не нужно снимать/поднимать обратно домики насекомых.

Прицеп платформа для перевозки ульев

Как сделать своими руками прицеп для перевозки пчел?

Чтобы сделать своими руками пчеловодческий прицеп для легкового автомобиля потребуется:

  • основа, рама на шасси;
  • прямоугольные трубы;
  • круглые трубы;
  • уголки, пластмассовые панели;
  • металлические листы;
  • деревянные доски.

Что касается оборудования и инструмента, то потребуется:

  • сварочный аппарат;
  • болгарка;
  • дрель;
  • угольник;
  • ручной инструмент.

Краткая инструкция по самостоятельному изготовлению системы транспортировки пчел:

  • Увеличьте на 1 метр раму основы. Приварите прямоугольные трубы.
  • Поставьте рессоры вместе с пружинами, амортизаторами. В итоге улучшатся характеристики амортизации.
  • Сделайте из прямоугольной трубы раму размером 2,4 на 1,8 метра. Не забудьте о ребрах жесткости – приварите те же самые трубы на расстоянии 0,5 метра друг от друга.
  • Соедините конструкцию из предыдущего пункта с рамой основы.
  • Сделайте из прямоугольной трубы салазки выдвижного типа.
  • При помощи уголков выделите места под ульи.
  • Приделайте колесики.
  • Положите металлический лист – нижнюю часть пола.
  • Положите деревянные доски – верхнюю часть пола.
  • Приварите стойки с целью повышения устойчивости и безопасности конструкции.
  • При помощи уголков оборудуйте крепление под крышу.
  • Установите пластиковые панели – крышу.

Небольшой видоеобзор о прицепе для перевозки пчел своими руками.

Размер конструкции, при котором имеет место хорошая вместимость, нет противоречия российскому законодательству, в частности, Правилам дорожного движения (ПДД) – 2,5 на 5,6 метра.

Выбор прицепа для перевозки пчел

Самыми популярными моделями прицепов являются:

  1.  Модель 817730.001 производства «МЗСА».
  2. «Тандем» производства «Курганские прицепы».
  3. «Пчеловод» грузового типа №7135 производства «Прогресс».
  4. «Пасека седельная-24» производства «Ось».
  5. Прицеп 817730.001 производства «МЗСА»

Модель 817730.001 производства «МЗСА»

Одним из самых устойчивых. Изготовлен из оцинкованного металла и обшит влагостойкой фанерой.

Его специфика:

  • передняя и задняя часть откидывающаяся;
  • максимальный вес – 950 килограмм;
  • подвижные детали обработаны составом на основе цинка, что в несколько раз увеличивает срок службы.

Модель 817730.001 производства «МЗСА»

Модель «Тандем» производства «Курганские прицепы»

В нем можно оставить место между двумя рядами ульев, поэтому будет удобнее передвигаться.

Другие особенности:

  • наличие подкатного колеса-автомат, запасного колеса, ремней-стяжек;
  • улучшенная высота – 130 сантиметров, что упрощает установку и снятие ульев;
  • при транспортировке допускается только один «этаж» ульев, при остановке допускается увеличение до четырех;

Модель «Тандем» производства «Курганские прицепы»

Модель «Пчеловод» производства «Прогресс»

Он создан для непростого дорожного покрытия нашей страны – у него особая рессорная подвеска.

Специфика:

  • высота бортов – 15 сантиметров;
  • грузоподъемность – 1 тонна;
  • дно сделано из фанеры, стойкой к воздействию влаги.

Модель «Пчеловод» производства «Прогресс»

Модель«Пасека седельная-24» производства «Ось»

Он вмещает 24 улья, которые можно поставить без нарушения естественного воздухообмена.

Другие  особенности:

  • есть выдвижная часть для 8 ульев;
  • есть тормоз наката.

Модель«Пасека седельная-24» производства «Ось»

Полезный видеообзор о прицепах МЗСА.

Правила перевозки пчел

Главное – это то, что расстояние между пасеками должно составлять как минимум два — три километра. А также обратите внимание, что перевозить пчел можно только ночью с открытыми летками и надежными рамками.

А также учитывайте другие правила транспортировки:

  • Подходящее время года – весна, осень. В эти месяцы у насекомых будет достаточно сил, чтобы освоиться на новой территории.
  • Для надежности рамок следует использовать колышки.
  • Ульи стоит поменять на ящики. Они делаются из дерева или бумаги. Их преимущество в более качественной вентиляции. Дело в том, что транспортировка – это серьезный стресс, при котором пчелам нужно больше воздуха, чем обычно.
  • На пасеке должен отсутствовать сильный ветер, палящее солнце.
  • Возле пасеки должен присутствовать источник чистой воды.
  • Ульи ставятся летками на север, если время года – теплое, на юг, в  холодное время года.
  • Ульи открываются не сразу, через 15 – 20 минут.

При перевозке пчел не пренебрегайте специальной одеждой и оборудованием – со всеми может случиться форс-мажор.

Прицеп для перевозки пчелиных ульев

Отсутствие медоносной базы в месте постоянной дислокации пасечника, вынуждает переезжать на новое место сбора меда, в этом случае помогут прицепы для перевозки пчелиных ульев. Выбирать прицеп-платформу или бортовой прицеп – решать пчеловоду.

pricepclub.ru

Как перевозить пчел с помощью прицепов и платформ: советы, фото и видео

Перевозка пчел — неотъемлемый и важный процесс, необходимый для их здоровья и повышения качества меда. При этом важно знать, как транспортировать пчел правильно, это позволит снизить затраты на транспортировку и сохранить пчелиное семейство здоровым и полным.

Зачем перевозить пчел?

Те, кто занимается пчеловодством, и имеют собственную пасеку, знают наверняка, что смена места жительства для пчел – это очень важное и необходимое условие не только для нормальной жизнедеятельности семьи насекомых, но и для получения хорошего меда. Ведь, как правило, поля медоносных растений (подсолнечник, гречиха) находятся далеко от пасек и самим насекомым облететь такое расстояние просто не под силу. Естественно, чем дальше они летают на сбор нектара, тем меньше они смогут сделать вылетов за ним, а значит и меньше принесут меда.

Именно поэтому вывоз на поля так важен для хорошего медоносного сезона. Это также способствует увеличению семьи, и является основным способом опыления энтомофильных сельскохозяйственных культур.

Давайте разберемся, как перевозить пчел правильно?

Лучший период

Для улучшения приплода и качества медосбора, их перевозят на поля в весенний или осенний период. Это обусловлено также и тем, что летом из-за высокой температуры воздуха при транспортировке насекомые могут задохнуться или запариться. Не стоит забывать, что при перевозке пчелы начинают нервничать, семья возбуждается, тем самым нарушая тепловой режим и уровень влажности в ульях. О том, как правильно обустроить ульи для безопасной транспортировки, мы поговорим позже, а сейчас рассмотрим основные методы транспортировки.

Когда удобнее всего осуществлять?

Следует помнить, что перевозка пчел – это стрессовая ситуация для маленьких обитателей ульев, повышается температура и влажность, в результате чего они могут погибнуть или разрушить улья. Лучшее время для автомобильной перевозки семей насекомых – это ночь. В это время суток они по своей природе менее беспокойны, и температура воздуха более благоприятна. Транспортировка осуществляется на прицепах, где ульи размещают в два — три яруса, при этом все связываются между собой крест-накрест плотными веревками.

Методы

Прежде чем начать говорить об основных методах перевозки пчел на медоносные угодья, следует сказать, что из-за несоблюдения нескольких очень важных правил, многие начинающие пчеловоды не раз «теряли» целые семейства насекомых.

Поэтому прежде чем приступить к кочеванию, следует все хорошо подготовить и проверить. Ведь даже маленький недочет может привести к гибели «медовых тружениц». Итак, скажем сразу, что минимальное расстояние, на которое следует увезти улья от прежнего места пребывания – это 3 — 4 километра. Иначе пчелы могут полететь обратно, тем самым распадется семья.

С помощью автомобиля

Итак, наиболее распространенный метод перевозки пчел на дальние расстояния (5 — 10 километров) – это поместив ульи в кузов грузового автомобиля. Если пасека небольшая, можно воспользоваться прицепом к легковому автомобилю. Но в последние время для упрощения перевозки, семьи содержат в специальных павильонах или на платформах. С их помощью можно осуществлять транспортировку ульев без особых затрат времени и средств. Более того, как показывает практика, такой метод транспортировки более благоприятный для развития и продуктивности насекомых.

С помощью прицепов

Это, пожалуй, самый распространенный способ транспортировки. Правда, и самый трудоемкий, ведь, чтобы обезопасить обитателей ульев в пути — нужно предусмотреть и подготовить все до наименьших деталей. Тем более что в большинстве случаев прицепы к такому делу не приспособлены.

Главные правила перевозки прицепами

Чтобы минимизировать механическое влияние на пчел во время движения и тряски, дно прицепа следует хорошо застелить соломой, а соты разместить параллельно осям автомобиля. Расстояние между ульями нужно выдерживать не менее 10 сантиметров. Погрузку и выгрузку следует совершать очень медленно и аккуратно. Помните, что даже незначительная тряска и толчки могут привести насекомых в беспокойство и усложнить процесс транспортировки. Также категорически запрещено их перевозить на большой скорости. А ещё, перед транспортировкой, ульи нужно обезопасить, достать тяжелые соты и вощину, облегчить и закрепить плотно рамки, чтобы во время пути они находились в неподвижном состоянии. Сделайте хорошую вентиляцию и доступ воздуха в улей.

Самодельные прицепы

Это отдельная тема для разговора, ведь не каждый начинающий пчеловод может позволить приобрести прицеп для пчел или нанимать грузовик для сезонной кочевки. Смастерить прицеп для перевозки пчел своими руками достаточно несложно. Его можно сделать одноосным для легкового автомобиля. Для этих целей можно переделать любой обычный автомобильный прицеп.

Как сделать прицеп самостоятельно

Главное – предусмотреть откидные боковые и задний борта, сделать высокий передний борт для защиты ульев при перевозке в непогоду. Также обязательно на передней панели прицепа важно предусмотреть устойчивые надежные опоры, чтобы прицеп всегда можно было поставить на землю в ровном положении. Такой самодельный прицеп с ульями можно оставить на месте медосбора, достаточно просто откинуть боковые борта, чтобы транспортируемые особи имели свободный доступ к «дому». Также следует предусмотреть возможность сделать крышу или брезентовый занавес, на случай того, когда прохладно или идет дождь.

Тележка для перевозки пчел

Конечно, скажите вы, на тележке руками далеко их не увезешь. И это так, но одноосная легкая тележка просто незаменима на пасеке. Ведь даже в том случае, когда пасека кочевая, все улья нужно перевозить с места на место, от места выгрузки и до места назначения. С помощью небольшой тележки можно упростить перетаскивание руками тяжелых сотов, различных принадлежностей, самих ульев. Если ваша пасека ограничивается несколькими ульями, для их транспортировки можно использовать небольшую тележку. Если пасека большая, лучше всего смастерить тележку своими руками, на которую можно было бы ставить несколько ульев и желательно друг на дружку.

Платформа для пчел

Платформа для перевозки пчел – это самое удобное средство для кочевки пчелиных ульев. Большинство платформ самодельные, сделанные пчеловодами в соответствии с их потребностями. Но сегодня также такие платформы можно и купить.

Чем же удобна платформа?
  • Платформа – это очень легкий одноосный или двухосный прицеп. На нем предусмотрены места крепления ульев, небольшие бортики, стойки. Платформы легко перевозить с места на место, используя любой транспорт;

  • Благодаря небольшому весу платформы менее подвергаются тряске, что обеспечивает более спокойную транспортировку насекомых. Сегодня существуют одноярусные и многоярусные платформы, что облегчает кочевку для владельцев большой пасеки. Одна большая многоярусная платформа может поместить более 50 семей.

Платформа – это очень удобно и выгодно. Зацвело новое растение, появилась возможность поехать на новый медосбор, подцепил платформу и поехал, не нужно руками перетаскивать тяжелые ульи на землю. К тому при необходимости на платформу всегда можно поставить крышу или натянуть сетку для защиты от солнца.

Как говорится, теория хорошо, но практика – лучше. Больше узнать о правильной перевозке пчел и вообще о таком понятии, как кочевка, вы можете, просмотрев видео. Здесь вы узнаете, как правильно устанавливать ульи при транспортировке, какие бывают прицепы, как их оборудовать и с чем, возможно, придётся столкнуться во время кочевки.


Оценка статьи:

Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Обязательно прочтите это

ylik.ru

платформа для перевозки пчёл видео Видео база

...

3 лет назад

Платформа для перевозки пчёл в работе. Изабрёл не я. Сделал сам.

...

11 меc назад

Почти завершающий этап моей платформы на 39семей. В этом сезоне планирую сделать еще один ряд, для однокорпу...

...

2 меc назад

По многочисленным просьбам снял отзыв по своим прицепам. В сочетании цена, качество, размер, грузоподъемнос...

...

4 лет назад

длина платформы 4 м.ширина 1.8м ресоры москвич,оси самодельные (труба толстостеная и выточены цапфы под ступи...

...

1 лет назад

Передвижная мобильная пасека.

...

2 лет назад

Самодельный пчелоприцеп.

...

6 меc назад

Первый раз кочую с пчелами на платформе- модуле. Смотрите как это получилось.

...

1 лет назад

Пчелопавильон Для ульев своими руками! Прицеп для пчел!

...

2 лет назад

Привет! Подробнее можно посмотреть здесь http://www.pchelovod.info/index.php?showtopic=3293&st=1455&p=2206621entry220662 здесь фоток ...

...

2 лет назад

Как происходит перевозка пчел кочевой пасеки из лесу в поля на подсолнух.

...

9 меc назад

Прицепы белая Церковь. ВАДИМ.

...

11 меc назад

Кочевое пчеловодство.

...

2 лет назад

Подписывайтесь, друзья: https://www.youtube.com/channel/UCRdHXv5jBTlUDxV1UGD_cYQ?sub_confirmation=1 На базе, где стоит моя пасека ...

...

2 лет назад

Транспортировка пчёл - непростое занятие. Нужно знать тонкости, а ... Прицеп для перевозки пчелиных ульев...

...

3 лет назад

Всем приятного просмотра. [email protected]

...

1 лет назад

описание ожидается подробнее: https://pricep.kiev.ua/p569869623-pritsep-platforma-dlya.html больше прицепов: http://pricep.kiev.ua/photos подписыва...

video-base.ru

Модуль-платформа для перевозки пчёл - Инвентарь

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Создал данную тему для обобщения информации о модуль-платформах для перевозки пчел.

Хотелось бы в данной теме получить советы по изготовлению, опыте использования, а так же обсудить целесообразность изготовления.

Все думаю знают как тяжело грузить и разгружать ульи, и сколько это отнимает времени. На данный момент купил себе двухосный прицеп, и на его базе планирую сделать модуль-платформу(МП). И уже на этапе проектирования столкнулся с вопросами. а именно:

1. Сколько ульев допустимо установить на МП для двухосного прицепа.

2. Стоит ли делать выдвижную средину или лучше сделать откидные борта.

3. Нуждается ли МП в крыше.

4. Какой  вариант лучше для поднятия и опускания МП

5. До какого обьема пасеки целесообразно использование МП.

Пока сделал модель с выдвижной срединой, без крыши. Поднятие платформы планирую осуществить с помощью четырех домкратов от классических жигулей. По  примерным расчетам один модуль  весит 80-90кг. Затраты на материал для одной платформы  2 тыс. грн.

Тягать все это дело будет ЛуАЗ или Ланос. По опыту Василия Ничик, думаю что ланос справится.

tochok.info

кочевая пасека на колесах своими руками

Обустройство улья

Многие современные специалисты и ученые в области пчеловодства утверждают, что перевод этих насекомых на кочевой образ жизни позволяет увеличить медосбор на 50%. Этот метод активно внедряется и используется дачниками и селянами. Для этой цели ими используется любой вид транспорта. Некоторые используют прицеп для перевозки пчел, подсоединяя его к легковому автомобилю, трактору, телеге или даже мотоблоку.

1

Для чего нужно перевозить пчел?

Кочевая пасека — метод разведения насекомых, при котором они доставляются человеком непосредственно к месту сбора нектара. Ученые подсчитали, что такое передвижное сообщество способно увеличить добычу сока цветов и производство меда в 2 раза, по сравнению с предприятием, располагающимся стационарно.

  • Смотри как я на пенсии выращиваю дома грибы на 55 000 р. каждый месяц! Возьми 3-х литровую...

    Читать далее ►

Специалистам по кочевому пчеловодству известно, что при поиске сока далеко от своего дома пчела затрачивает значительную часть энергии на полет. Если перелет затягивается — она использует часть нектара как питательный продукт для поддержания своего организма. У большинства насекомых на это уходит до 50% вещества от его изначального объема.

Чтобы не происходило такого естественного уничтожения нектара пчелами, а большая часть сока, добываемого насекомыми, использовалась при производстве меда, рекомендуется изготовить мобильный (передвижной) пчелоприцеп с ульями. Он подсоединяется к легковому автомобилю, и насекомые доставляются прямо на медоносный участок.

Пчелоприцеп для «легковушки»

Его небольшая модернизация позволит перемещать около 24 таких ульев. Для возможности установки стольких домиков необходимо смонтировать каркас из металла, который может несколько выступать за габариты прицепа, и навес, чтобы защитить живые существа от непогоды и жары. Обязательно нужно предусмотреть откидные опоры для установки конструкции горизонтально.

При перемещении ульев на далекие расстояния нужно принять ряд специальных мер:

  1. 1. Обязательно застелить дно кузова поролоном, толстой тканью, сеном, соломой или каким-либо другим мягким материалом, который облегчит перевозку и смягчит тряску во время разъездов.
  2. 2. Надежно укрепить дома хомутами или веревками, чтобы они не двигались.
  3. 3. На время переезда извлечь все соты, чтобы они случайно не обрушились и не придавили насекомых. Их перевозят в отдельном ящике.
  4. 4. Желательно снять крышки с ульев и накрыть их очень мелкой сеткой. Это нужно для доступа чистого воздуха и позволит несколько остудить ульи, ведь пчелы будут возбуждены, температура внутри их жилищ обязательно повысится, и они могут погибнуть.

Как изготовить ловушку для пчел своими руками?

2

Передвижная платформа

Другая разновидность прицепа — мобильная платформа для перемещения ульев. Ее выполняют на основе заводского прицепа (его ходовой части). Важно только соблюдать условие — допустимая и длина и ширина готовой конструкции не должна превышать габариты, установленные правилами ДД для подобных средств передвижения. Из-за этих ограничений ширину увеличить нельзя.

Этап постройки крыши пчелоприцепа платформы

Большинство пасечников дорабатывают прицепы и делают их многофункциональными.

Виды поилок для кур и цыплят и способы изготовить их самостоятельно

3

Мобильный павильон

Эти конструкции можно использовать не только для перевозки. В них можно содержать пчелиные семейства круглый год. Павильоны почти всегда состоят из рабочего и бытового отсеков. Специалисты и ученые опытным путем установили оптимальные габариты рабочей части. Она должна составлять 5,6 × 2,5 м.

Каркас павильона

Рассчитывают длину прицепа так. На «бытовку» отводят 1,5-2 метра длины. Остальную часть распределяют между стойками и ульями. Затем обшивают жилую часть и устанавливают наружную и внутреннюю двери.

После этого необходимо установить ульи. Ряды домиков размещают у левого и правого бортов, чтобы остался проход для их обслуживания. В зависимости от конструкции их укрепляют по одному или по два горизонтально между стойками и по 3-4 вертикально.

В конце устанавливают заднюю стенку с дверью и крышу из профлистов или пластика. Готовый павильон отвозят на место и начинают сбор меда.

Характеристика, содержание и разведение пчел породы бакфаст

3.1

Как увеличить число перемещаемых семей?

Количество перевозимых домиков легко можно увеличить, если не делать «бытовку», а использовать под нее кабину (салон) автомобиля. Оставшуюся часть распределить между ульями.

Павильон с использованием пространства между осями

4

Плюсы и минусы мобильного пчеловодства

Такой метод содержания и разведения насекомых востребован многими хозяйствами. Он имеет как преимущества, так и недостатки.

Положительные качества:

  1. 1. Кочевой метод ведения хозяйства помогает развитию пчел. Этот процесс ярко выражен в середине весны.
  2. 2. Перемещение домиков на новые места в районы цветения медоносных растений обеспечивает насекомых нужным количеством сока. При этом увеличение меда (его выработка пчелами) идет естественным путем, и фермер получает прибыль, фактически «не прикладывая рук». Для окупаемости процесса необходимо, чтобы при кочевом образе жизнь пчел с 1 улья собиралось около 5-6 кг качественного продукта.
  3. 3. Сезон медосбора при кочевом пчеловодстве начинается ранней весной, задолго до выпуска рабочих насекомых пасечниками, имеющими в своих хозяйствах стационарные улья. А заканчивается сбор позже других, ведь можно отвезти пчел к растениям, которые хоть и расположены в отдалении, но еще медоносят. Это происходит из-за разного срока цветения деревьев, кустарников и цветов, сладкий сок в которых появляется в определенные месяцы и даже числа.
  4. 4. Самостоятельный выбор локализации домика для насекомых помогает фермеру-пчеловоду более детально обдумать, каков будет результат его продукции. Это позволит обеспечить надлежащее качество полученного меда.

Несмотря на преимущества мобильного жилища для пчел, необходимо осветить и минусы ведения кочевого хозяйства этим методом.

Недостатки перевозимых хозяйств:

  1. 1. Обязательно надо иметь в домике все необходимые материалы и приспособления постоянно. Ведь они нужны для успешного ведения хозяйства и ремонта. Пчеловоду придется жить без обычных бытовых удобств. Его основным жилищем становится маленький домик, палатка, «бытовка» или кабина автомобиля.
  2. 2. Пасечник должен отлично ориентироваться по карте, прекрасно знать места, где растут медоносы и когда они зацветают.
  3. 3. В обязанности фермера входит уход за домиками, контролирование и охрана пасеки от разнообразных посетителей. Не все хозяева могут с этим самостоятельно справиться, и они вынуждены нанимать работника. А это новые затраты.
  4. 4. Очень часто при перевозке пчел у хозяина пасеки требуют определенные документы. Эти бумаги необходимы для разрешения посещения какой-либо локализации, привлекательной для пчел. Их требуют при установке на этом новом месте ульев.

Об этой документации надо позаботиться зимой. А весной, к началу цветения первых медоносов пчеловод-кочевник должен подготовить транспорт и быть готов отправиться в путь.

homeferma.com

Виды пчеловодных платформ - Пчеловодство.ру

В данной статье я расскажу вам про различные виды платформ для перевозки пчел и про их плюсы-минусы.

Существует огромное количество самодельных платформ – большинство их сделано самими пчеловодами в соответствии с их взглядом на самую оптимальную платформу для пчеловодства. Конечно все платформы различаются по размерам и здесь основным аргументом в пользу того или иного размера является то, чем будет перевозиться платформа. Т.к. если у пчеловода есть Газель, то он не будет делать огромную платформу, которую можно перевозить только КАМАЗом. Но помимо размеров, платформы еще очень сильно различаются по способу загрузки их ульями. И вот здесь я расскажу поподробнее.

На первый взгляд самым простым вариантом размещения ульев на платформе является расположение их вдоль бортов в один ярус, но… Но при таком расположении количество ульев, которое можно разместить не велико и редко превышает 40 штук, если ульи – многокорпусные восьмирамочники, или даже 20 ульев, если перевозить лежаки на 24 рамки. Для преодоления этого недостатка ульи размещают в несколько ярусов – в два или три. Огромным недостатком подобного способа размещения является неудобство работы с пчелами в любом ярусе: на первом – мешает второй, второму мешает третий, а третий – расположен очень высоко и приходится придумывать различные подставки, чтобы более-менее удобно работать. На двухъярусных платформах можно в принципе преодолеть данный недостаток сделав второй ярус выдвигающимся вбок. В таком случае ульи верхнего яруса разбиваются на кассеты – обычно по 4-5 ульев в кассете (если этого не сделать, то вы никогда не сможете выдвинуть сразу, например, 20 ульев, которые могут весить 2 тонны) и пчеловод выдвигает их на раскладывающиеся опоры. В таком случае с первым ярусом работать удобно, а вот со вторым – средне, т.к. вам придется прыгать по крышкам ульев первого яруса – пчел тревожите, да и крышки ульев изнашиваются быстрее. Из недостатков многоярусных платформ можно выделить их высокий центр тяжести, что плохо при передвижении по проселочным дорогам, а так же плохую жесткость на кручение, что приводит к очень сильным раскачкам во время движения по шоссе.

Так вот чтобы увеличить количество семей при размещении в один ярус можно сделать так называемые «вытяжки» — это опять же группы ульев (обычно 6-8 в два ряда), размещенные на тележках (может быть до 4-х тележек на одну платформу). На платформе прокладываются направляющие рельсы, по которым передвигаются тележки. Плюс делаются складывающиеся рельсы с опорами, которые устанавливаются спереди и сзади платформы. По рельсам тележки выкатываются и ульи, размещенные в них, раздвигаются в бок для обеспечения прохода между ними. Таким образом, платформа может вместить на 70% больше ульев, чем при простом одноярусном размещении и приблизиться к двухъярусным платформам.

Огромным плюсом одноярусных платформ является их низкий центр тяжести.

Следует отметить то, что на одноярусных платформах лучше использовать многокорпусные ульи на 8 или 10 рамок в корпусе (больше семей поместится на платформе), при двухъярусном наиболее оптимальным мне представляется использование двухкорпусных даданов, а при трехъярусном – лежаков.

Перепечатка данной статьи возможна только с обязательной ссылкой на www.pchelovodstvo.ru (для интернет-ресурсов гиперссылка обязательна).

www.pchelovodstvo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *