Характеристика алеша попович – где родился, что делал и чем известен. Биография и краткое содержание былин, характеристика рассказов про былинного доброго молодца.

Содержание

русский богатырь, былинный герой — Щи.ру

Алеша Попович — легендарный русский герой и воин, который на правах самого младшего входит в тройку знаменитых древнерусских былинных богатырей. Образ этого героя является больше фольклорным и собирательным, чем реальным, но и данный персонаж по версии ученых-историков имел свой реальный прототип, живший приблизительно в 13 веке на территории Киевской Руси. По разным версиям это могли быть даже несколько человек: сын православного ростовского попа Леонтия, житель города Пирятина на Полтавщине, и знаменитый богатырь Александр-хоробр (Олеша), известный исторический и общественный деятель, живший в 12-13 веках в Ростове.

Образ богатыря — былинного героя

(Иллюстрация богатырь-воин Алёша Попович)

На знаменитой картине художника Васнецова «Богатыри» (прим. фрагмент на первом изображении), написанной в начале 19 века, он представлен как юноша-воин, по возрасту он значительно младше, чем остальные богатыри, с немного лукавой и загадочной улыбкой. В качестве оружия он имеет лук и колчан стрел, а подле седла привязаны гусли, что свидетельствует о его веселом нраве и о лиричности его характера. В былинах отмечалась даже в первую очередь не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. Алеша также бесстрашен и силен, как и другие русские богатыри, но в своих сражениях с врагами он старается победить их не силой и мощью, а умом, хитростью и откровенно безрассудной отвагой.

В целом образу этого богатыря свойственная некая двойственность, ведь наряду с его положительными сторонами, также русский народ награждал его и не весьма лестными чертами характера, такими как хвастливость и кичливость своими подвигами, лукавость и изворотливость, способность на злые и иногда коварные шутки, которые порицались и осуждались его более старшими товарищами по ратному делу. Также слабыми сторонами характера это былинного персонажа являются зависть и горделивость. Однако, не смотря на все свои недостатки, это глубоко верующий и богомольный человек (наверное, сказывалось воспитание отца священнослужителя).


Знаменитые подвиги младшего из богатырей

(Алёша Попович и Тугарин Змеевич)

Основным занятием легендарного героя была служба у киевского князя в роли защитника русского народа от врагов киевского государства. Главным подвигом приписываем этому легендарному богатырю считается его победа над Тугарином, в жизни реально существовавшим половецким ханом Тугорканом. В былинах это персонаж изображается как некое мифическое чудовище, иногда с приставкой Змей или Змеевич, что делает его более устрашающим и загадочным. Он приезжает в Киев как чужеземный захватчик, великий князь Владимир и его окружение не в силах ему сопротивляться и принимают его как дорогого гостя. Один Алеша Попович не склоняет перед ним головы, относится к нему без уважения и страха, вызывает его на поединок и побеждает в нелегком бою, Опять же по былинной версии не с помощью силы и доблести, а воспользовавшись природной смекалкой и хитростью. Характер этого былинного богатыря отличается не только храбростью и удалью, а еще и безудержным юношеским безрассудством, авантюризмом, резкостью высказываний и некоторой необдуманностью поступков. Сражение с половецким ханом Тугорканом обернулось для Алеши победой и славой, позже народные сказители создали свою мифологическую версию данного события, в котором хан был превращен в змееподобное чудовище, побежденное русской смекалкой, хитрость, ну и отвагой конечно.

Знаменитый богатырь был замечен во многих междоусобных конфликтах и сражениях того времени, он погиб в мае 1223 года на реке Калке как участник исторической битвы объединенных сил славян и половцев против монголо-татарского войска.

schci.ru

Биография богатыря Алеши Поповича, его образ и характер в русских былинах

Русский богатырь Алеша Попович является самым младшим в троице из него самого, Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Он также был героем былин древних славян. По некоторым данным, Алеша упоминается более чем в пятидесяти былинах. Но основных, где он выступает в качестве главного героя, две. Кстати, относятся былины об Алеше Поповиче к киевскому циклу.

В былинах Алеша не описывается богатырем с необычайной силой. Скорее наоборот – он слаб, прихрамывает. Зато Бог одарил его смекалкой, хитростью, сообразительностью. Алеша Попович хорошо играл на гуслях. Он мог обмануть, мог хвастаться и делать что-то исподтишка. Шутки у него могли быть веселыми, а могли быть злыми. В целом Алеша Попович очень противоречивый персонаж: иногда коварный и наглый, иногда добрый и милосердный.

Биография богатыря Алеши Поповича

Богатырь Алеша Попович имеет интересную биографию. Родиной его был Ростов. Когда богатырь Алеша Попович рождался на свет, то гремел гром. Еще будучи младенцем, он просит у матери, чтобы его пеленали не пленками, а кольчугой. Совсем маленьким он просит благословения для того, чтобы идти гулять по свету. Алеша, оказывается, уже может управляться с конем и оружием (такое преувеличение очень характерно для былинного эпоса).

Женился Алеша Попович на Елене (Аленушке, Алене). Интересно, что их имена очень похожи. В былине «Алеша Попович и сестра Збродовичей» ему отрезают голову братья, потому что тот опозорил их сестру. Есть варианты былины, где герой все же остается жив.

Одной из самых популярных былин стала «Алеша Попович и Тугарин». В ней описывается, как Алеша побеждает злого богатыря Тугарина в бою в Киеве. Тугарин окружен змеями, дышащими огнем. Его конь имеет крылья. Согласно былине, Тугарин угрожает Алеше расправой в виде удушения дымом, сгорании в огне и другими и изощренными способами вплоть до проглатывания живьем. Поэтому перед боем Алеша Попович просит у Бога послать дождя, чтобы нейтрализовать все способности злодея. И Бог оказывается милостив. Когда богатырь побеждает Тугарина, то он разбрасывает его труп по полю.

Русские богатыри.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Алёша Попович | Богатыри славянской мифологии

Назад к разделу

Алёша Попович

Алёша Попович — фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.

 

Образ Алёши Поповича в былинах

 

Алёша Попович — сын ростовского попа Леонтия (редко Фёдора). Алёшу Поповича считают своим земляком и в Пирятине (Полтавская область). По местному преданию, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу.

 

Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне). Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.

 

Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.

 

Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) — Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара. В одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей братья отсекают Алёше голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше тоже грозит опасность, но всё кончается благополучно).

 

Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Иногда, одолев Тугарина, Алёша рассекает и размётывает по чистому полю его труп.

Назад к разделу


world-of-legends.su

где родился, что делал и чем известен. Биография и краткое содержание былин, характеристика рассказов про былинного доброго молодца.

В летописных источниках, в отличие от былин и песен, Алешу Поповича называют Александром (Олешей). Причем он на самом деле являлся поповским сынком, то есть отпрыском священника из Ростова, где такой человек и правда существовал. Причем у него даже есть должность – «храбр», что значит принадлежность к особой касте отборных воинов, лучших из лучших.

Он прославился дружбой с былинными богатырями и личными подвигами, а также тем, что чуть не увел супругу своего соратника Добрыни Никитича, который был командирован князем по неотложным делам и слегка задержался на целых двенадцать лет. Так кто такой Алеша Попович, настоящий русский богатырь, бездумно бросающийся в драку, несмотря на явное неравенство сил или смекалистый стратег былых времен. Давайте разбираться по порядку, не забегая вперед.

Смешливый воин «храбр» Алеша Попович: биография богатыря

Про богатыря Алешу Поповича информации в летописях не очень много, однако доподлинно известно, что такой человек существовал на самом деле и служил киевскому князю Владимиру Красно Солнышко. Витязь этот был человеком смелым, потому и прославился многочисленными подвигами и победами. Он отличался независимым сильным характером, а также веселым нравом и острым языком. В его стиле было лезть напролом в самую гущу схватки и рубить налево и направо вражеские головы без разбору.

Важно

В древних летописях сохранились тексты, которые свидетельствуют, что богатырь Алеша Попович однажды чуть не зашиб по ошибке своего прямого командир, князя Мстислава Удатного (Удалого). В разгаре липецкой битвы он неожиданно заметил непутевого аристократа, а потом еще и без уважения отчитал его, ведь его дело руководить, а в бою полководцам нечего делать. Интересно, что за это он не только не был наказан, но даже и заработал благодарность Мстислава.

Способности и черты характера Поповича

Согласно древним русским былинам, которые рассказывают про богатыря Алешу Поповича, он вовсе не был силачом, как мы это понимаем. Более того, в некоторых текстах даже нарочно указывается на его слабость или какие-нибудь физические недостатки, вроде хромоты. Зато он был удалым и хитрым, смелым и даже несколько нагловатым, никогда не лез за словом в карман и всегда отвечал на грубость колкостями, не давая в обиду ни себя, ни своих близких и друзей. Он неплохо играл на гуслях и обладал приятным голосом.

Кроме всего былины и летописи называют Алешу хвастливым и кичливым, любителем бравады молодецкой. Его шуточки порой были вовсе не добрыми, но всегда меткими и по теме. Он мог быть коварным и даже злым, потому его старшие товарищи по ратному делу зачастую ставили его на место и читали нотации. Современные исследователи считают, что Алеша имел двойственную и противоречивую натуру.

Возможное наложение образов с Вольгой Святославовичем

Характеристика Алеши Поповича зачастую напоминает описание черт характера, которые были свойственны другому русскому былинному богатырю, а именно Вольге Святославичу. Сразу после рождения богатырь просит не пеленать его обычными пеленами, а завернуть в кольчугу богатырскую, во время всего действа гремят громы и сверкают молнии. Он рос точно также, как и Вольга, не по дням, но по часам, после чего сразу же просится у матери отправиться «погулять по белу свету».

Завидная хитрость Алеши напоминает поведение Вольги и его проделки во многом подобны, а разные ловкие приемы, используемые им, похожи на волшебные превращения. В былинах указывается, что женой Поповича становится Аленушка, сестра Збродовичей, а супругу Вольги звали Еленой. В одном из текстов братья убивают Алешу, за то, что он обесчестил их сестрицу, но в остальных все заканчивается благоприятно, то есть свадьбой. Самым старым можно назвать текст о том, как Алеша Попович сражался с Тугариным, злым богатырем, по всей видимости, имеющем прямое отношение к кочевникам, которые на то время уже вовсю терзали русские земли.

Сведения о происхождении богатыря

Александр Попович

Принято считать, что прототипом витязя и богатыря Алеши стал, реально существовавший ростовский боярин, по имени Александр (Олеша) Попович. Согласно Новгородской и ныне утраченной Иоакимовской летописи, о которой мы можем судить только из записей великого русского историка Василия Татищева, он был элитным (отборным) воином-храбром и долгое время служил князю переяславскому, киевскому и владимирскому Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо.

Если отождествлять личность богатыря с этим человеком, значит родился он в Ростове. Никоновская летопись гласит, что он помогал освободить Киев, за что и был щедро награжден князем Владимиром. При этом сведений о матери витязя нет совершенно никаких.

Сын попа Леонтия

Существует иная версия того, где родился Алеша Попович, причем он тоже вполне имеет право на жизнь. Более того, согласно летописным текстам, епископ Ростовский и Суздальский Леонтий, о котором и идет речь, как раз жил именно во времена былинных богатырей, а умер не позднее 1077 года. Потому мог спокойно быть отцом Алеши. Кроме того, в двух былинах, о Тугарине и о борьбе со змеем, в качестве отчества как раз и используется Леонтьевич.

Если принимать это за чистую монету, тогда скорее всего Алеша появился на свет в деревеньке под названием Селище, что доныне расположена на территории Ярославской области, где и жил его отец. Однако исследователей смущает тот факт, что Леонтий никогда не был женат, а после смерти от руки непокорных язычников, которым он пытался донести слово божье, был канонизирован и причислен к лику святых. Фигура матери богатыря в данном варианте становится еще более туманной, чем в предыдущем варианте.

Служба князьям Русским: ратный подвиг Поповича

Как мы уже говорили, более вероятно, что речь идет именно об Олеше (Алеше) Поповиче, хотя даты действительно не сходятся. Однако Никоновская летопись четко дает понять, что все события происходили на рубеже десятого и одиннадцатого века. Богатырь поступает на службу в качестве храбра к Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо, когда тот уже стал князем Владимирским.

В 1211 году возник вопрос, кто же будет управлять княжествами после его кончины, так как он был уже стар. Тогда он написал завещание, в котором на княжение садил младшего Юрия, фактически лишив Константина наследства. Тогда богатырь Алеша Попович принял сторону Константина Всеволодовича в развернувшейся войне за престол и даже привел его к власти. Однако правил он недолго и в 1218 году отдал Богу душу, а во Владимире вокняжился Юрий, который, мягко говоря, к Поповичу был мало расположен.

Алешке пришлось улепетывать и он отправился в Киев, где на то время правил князь псковский, белгородский и киевский Мстислав Романович Старый. Именно сражаясь на его стороне, в бою с монголами при Калке, Александр Попович погиб в 1233 году. Однако такие даты делают невозможной его дружбу с Ильей и Добрыней, которым к тому времени должно было уже исполнится более чем по сотне лет. Потому стоит снова заглянуть в Никоновскую летопись, которая упоминает Алешу современником Владимира Святого, а это уже совершенно иное дело.

В древних текстах можно почерпнуть, что к Киеву в начале одиннадцатого века подступил Володар Перемышльский, да еще и привел с собой целую армию половцев, которых купил золотом. События можно отнести к 1110 году, когда враги желали князя и княгиню казнить, а город сровнять с землей. Однако Александр Попович бросается на половцев вместе со своей ратью и побеждает их бешеным натиском и безмерной отвагой больше, чем численным превосходством, которого, собственно и не было. Это вполне соответствует былинному образу богатыря, который мы знаем.

Богатырская судьба Алеши: Тугарин, сестрица Збродовичей и жена Добрыни

По данным русского советского филолога и историка Сергея Николаевича Азбелева, насчитывается более пяти десятков русских народных былин, которые можно смело считать аутентичными. Однако главным героем Алеша Попович выступает только в двух из них, о которых мы и поговорим чуть позже. Кроме того он играет немаловажную роль в третьем тексте о том, как богатырь собирался жениться на супруге собственного соратника, наставника и старшего товарища Добрыни Никитича.

Алеша Попович и Тугарин

Первый свой ратный былинный подвиг Алеша совершил в окрестностях Киева, а по иным сведениям, прямиком в городе. Под именем Тугарина большинство историков усматривают вполне реального человека – половецкого хана, по имени Тугоркан. В 1094 году князь Святополк договорился с половцами о заключении перемирия, а для закрепления такого важного политического союза даже взял себе в жены «дщерь Тугорканю», то есть дочку хана.

Однако подлые половцы, наплевав на заключенные ранее договоренности, приступили к Переяславлю с войсками печенежского хана Кури, известного убийством Святослава и изготовлением чаши из его черепа. Тогда призван был Алеша Попович со своей ратью, который подлого Тугарина и убил. В некоторых текстах былин он разметал тело его по степи, привязав к хвосту собственного коня. Однако по иным сведениям, зять отобрал тело тестя и похоронил его, как и полагается со всеми почестями.

Былины представляют все несколько иначе, в ней Алеша попадает на пир к киевскому князю, где был и Тугарин. Последний начинает нагло приставать к княгине и даже кладет ей голову на грудь, упившись вином и объевшись угощением. Такое поведение раздражает всех, а острый на язык богатырь постоянно поднимает хана на смех, после чего тот бросает в него нож. Ничего не остается, кроме как сражаться. Понятно, что победа осталась за поповским сынком, который привез голову Тугарина на копье в Киев, обвиняя княгиню в непотребном поведении, ввиду чего даже отказывается от награды, назначенной князем.

Добрыня на свадьбе своей жены

Есть еще одна былина, что раскрывает совершенно новый взгляд на биографию Алеши Поповича, краткое содержание которой мы и перескажем. Итак, однажды Добрыня затосковал и решил ехать в поход, чтобы развеяться. Оставил он дома матушку и молодую супругу Настасью Микуличну, вскочил на коня, да и велел его ждать четыре раза по три года. Прошло двенадцать лет, но богатырь так и не воротился, затосковала жена, заплакала мать.

Однажды приехал Алеша Попович, соратник Добрынюшки, да и сказал, что видел его в поле убитым и вороны клевали глаза его. Тогда предложил он Настасье выходить за него замуж, а в сваты взял самого князя Владимира. Так как все сроки ожидания мужа уже вышли, девица соглашается и закатывают они в Киеве пир на весь мир. Однако конь буланый рассказал Добрыне, что затеял его друг и младший товарищ, потому он бросается скорее домой.

Приехав в родную сторонку, застал Добрыня уже свадебный пир, а на престольных местах сидели молодые, а рядом с ними сам князь. Взял тогда молодец скомороший наряд, гусли, да и пошел песни петь о том, что при живом муже жена решила еще раз замуж выйти, но и тогда никто не узнает его. Тогда он садится напротив невесты и протягивает ей кубок вина, на дно которого бросает свой венчальный перстень. Тогда-то личность его становится понятной, все просят у Добрыни прощения, в особенности Алеша. Старший приятель задает ему славную трепку и отпускает с богом. Так свадьба Поповича оказывается разлаженной и ему приходится искать иную невесту.

Алеша Попович и сестра Збродовичей

Третья былина рассказывает о том, как богатырь Попович женился, но началось все далеко не со свадьбы. Однажды на пиру у Владимира собралось множество разного люда и стали хвастать кто чем. Некоторые рассказывали о своих баснословных богатствах, другие хвалились широкими дворами да большими домами, третьи говорили о конях буланых, а самые глупые стали речь вести о красоте жен и сестер. Только братья Петровичи-Збродовичи все молчали и ничего не говорили.

Князь Владимир заметил, что они молчат, да и сам спросил, что же им и похвастаться нечем, что ли, может, нет у них достатка и коней, а также красавиц-жен. Тогда рассказали парни, что есть у них сестрица Аленушка, красота которой затмевает луну и звезды, но сидит она в задних палатах и никто ее увидеть до свадьбы не сможет. Тогда поднимется Алеша Попович и рассказывает, будто давно уже живет с Аленкою, будто с женою. Однако, зная острый язык богатыря, братья сразу в это не верят, думая, что все это только его фантазии.

Чтобы доказать свою правоту, Попович предлагает бросить ей снежок в окошко, что братья и сделали. К их огромному удивлению, окно отворилось и девушка выбросила белое полотно, достающее до самой земли. Тогда Збродовичи приказывают сестре надеть черное платье и ехать с ними в поле, где и собираются отсечь ей буйную голову. К счастью, их планам не суждено было сбыться, так как Алеша бросается на помощь своей возлюбленной, забирает ее и ведет под венец, высказав, что жены братьев уже давно изменяют им с Добрынюшкой и Переметушкой. По одной из версий, братья убивают Алешу, а вслед за ним и сестру Алену.

Смерть былинного героя

Чем Известен Алеша Попович и что он делал в своей жизни более или менее уже выяснили, остается только разобраться, как же он умер. Однако так как этот образ в былинах можно назвать собирательным, то есть описывается не конкретное лицо, а несколько, то и выяснить достоверно, как и где умер богатырь не представляется возможным. Если верить летописям, он мог скончаться, когда поссорился с братьями Збродовичами, так как в одном из текстов они отсекают ему голову с плеч за то, что он обесчестил их сестру.

Согласно иной версии, если считать, что прототипом послужил ростовский боярин Александр-Олеша, тогда скорее всего сложилось по-другому. Примкнув к Мстиславу Старому, на то время князю киевскому, он принял участие в битве против половцев. Именно в решающем бою под стенами Киева он и нашел свою погибель, спиной к спине с самим князем. О том, где он мог бы быть похоронен до наших дней не сохранилось.

Образ в культуре народного фольклора

Несмотря на то, что сведений о кончине и захоронении героя нет, он до сей поры остается ярким персонажем, известным каждому школьнику. Память о третьем, самом младшем и зачастую не совсем праведном богатыре, сохранилась на века. Одно время именно именем этого витязя назывался русский речной колесный пароход «Володарский». Алеше посвящена баллада Льва Толстого и поэма Николая Радищева, изданная в 1801 году. Его образ запечатлели на своих полотнах такие известные художники, как Верещагин и Васнецов, Иван Билибин и Константин Васильев.

В музыкальном искусстве он тоже сыграл немалую роль. Этот былинный витязь стал вдохновителем для создания оперы-былины Александра Гречанинова, а также симфонических- картин таких композиторов, как Александр Танеев и Григорий Алчевский. Существует множество художественных кинолент о богатырях, где никак невозможно обойтись и без Алеши Поповича. К примеру, в ленте 1956 года режиссера Александра Птушко, роль молодого лоботряса сыграл Сергей Столяров. Но чаще всего он появляется в детских мультфильмах, которые, впрочем, с радостью смотрят и взрослые. С 2014 года по 2018 выпущено пока четыре полнометражных анимационных фильма, одним из главных героев является Алешка Попович.

perstni.com

Реферат Алеша Попович

скачать

Реферат на тему:



План:

    Введение
  • 1 Описание
  • 2 Происхождение образа
  • Примечания
    Литература

Введение

А. П. Рябушкин. Алёша Попович

В. М. Васнецов. «Богатыри» (Сл.-напр.: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович)

Сильный богатырь Алёша Попович. Лубок.

Алёша Попо́вич — фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.


1. Описание

Алёша Попович — сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора). По некоторым утверждениям Алёша Попович родом из Пирятина (Полтавская область). По историческим данным, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу. В один из своих приездов в Пирятин Тарас Шевченко написал думу об Алёше Поповиче. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), а мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов обмануть даже своего названного брата Добрыню Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность.

Рождение Алёши Поповича было чудесным, напоминающим рождение Вольги: оно сопровождается громом; «Алёшенька Чудородыч млад», едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги. Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) — Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара, подобная Волос-Велес — Волосыня или Елс — Елесиха.

«Матримониальная» неудача Алёши Поповича повторяется и в былинах о неудачном сватовстве Алёши Поповича к жене Добрыни Никитича Настасье Никулишне во время отсутствия её мужа (Алёша Попович распространяет ложный слух о гибели Добрыни) и в одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей, где братья отсекли Алёше Поповичу голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше Поповичу грозит опасность, как и сестре Збродовичей Настасье Збродичне, которой братья собираются отсечь голову). Когда сестра должна вот-вот расстаться с жизнью, Алёша Попович просит не губить её и отдать её ему в жёны.

Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, Алёша Попович рассёк его труп, разметал по чистому полю (аналогично действиям Индры в отношении поверженного Вритры). Сходным вариантом сюжета о бое Алёши Поповича с Тугарином является былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича многим напоминает Тугарина. Существует и еще одна версия, что когда Тугарин — воевода половецкого хана Котяна, ограбил Ростов, Алеша был послом ростовского князя к киевскому. Во время пира Тугарин похвалялся награбленной добычей в Ростове. Алеша в гневе подошел к князю киевскому Мстиславу и со словами «негоже, князь, с врагами земли русской пировать» убил Тугарина.


2. Происхождение образа

Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

Это отождествление некоторыми учёными однако ставится под сомнение: они полагают, что актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами об Алёше Поповиче. В. В. Иванов и В. Н. Топоров отмечают, характерные архаичные реликты в описаниях самого Алёши Поповича; по их мнению в персонаже просвечивают его некогда более тесные связи с хтонической стихией. С другой стороны, нет ничего необычного в том, что знаменитый воин, чем-то поразивший воображение современников, по мере развития эпоса оторвался от своей исторической почвы и заместил гораздо более древнего мифологического героя. Умел Играть на Гуслях

В былинах «Алёша Попович и Тугарин» и «Добрыня и змей» Алёша Попович имеет отчество Леонтьевич, а в былине «Алеша Попович и Тугарин» указано, что он «Сын попа Леонтия Ростовского». и тогда по рукописям Артынова, упомянутым у Титова в описании Ростовского уезда, родина Алёши Поповича — д. Селище (Ростовский район) Ярославской области.[1]


Примечания

  1. Ростовский уезд Ярославской губернии. Титов А. А. — 1885 год

Литература

  • Добрыня Никитич и Алёша Попович. — М., Наука, 1974. — 448 с. (Литературные памятники). — (88 вариантов текстов былин с приложениями, иллюстрациями и картами).
  • В. В. Иванов, В. Н. Топоров. Мифологический словарь.

wreferat.baza-referat.ru

Богатырь Алеша Попович. Рассказ детям

Видное место в нашем эпосе занимает богатырь Алеша Попович. К нему русский народ не относился с таким сочувствием, как к богатырям Илье Муромцу и Добрыне Никитичу. Былины часто изображают Алешу Поповича не в лучшем виде, нередко в них он называется «Алёшкой». И богатыри относятся к нему со снисхождением.

Так, когда стояли они на богатырской заставе и проглядели заезжего богатыря-врага, а на утро Илья Муромец предложил желающему ехать нагонять врага, Алёша вызвался первый. Он заявил, что «удалее всех». Богатыри стали отговаривать его от поездки: у него «глаза завидущие», у него «руки загребущие», они видели, что он хвастается своей удалью. И действительно, Алеша вернулся разбитый – он едет на коне, шатается. Хвастовство и самонадеянность поставили Алёшу в неловкое положение. В таком же положении очутился Алёша в былине о его неудавшейся попытке жениться на Настасье Микулишне.

Какую характеристику мы можем дать Алеше Поповичу?

Есть в характере Алёши хорошие черты. Это – смелость, удальство. В песнях его постоянно сопровождает эпитет «смелый». У него есть желание победить врага. Он благочестив. Богатырь Алеша побеждает в боях не столько силой и храбростью, сколько хитростью и обманом. Такими путями он два раза убил своего главного врага, змея Тугарина (как мифическое существо, змей, убитый Алёшей, потом оживает): один раз Алеша притворился, что не слышит издали, что говорит змей, а когда тот подошел близко, внезапно ударил его; другой раз он заставил змея оглянуться – какая такая сила несметная стоит за ним (по словам Алёши), а в это время отрубил ему голову.

Но Алёша – не прямой человек: он всегда склонен к обману. Ему ничего не стоило обмануть Добрыню, его жену, князя Владимира.

Алёша склонен и к господству над другими людьми, в нем есть и властолюбие: пользуясь умственной простотой своего названного братца Якима Ивановича, он обратил его почти в слугу своего – тот и шатры в поле раскидывает и коня на водопой водит.

Но тут Алёша раз чуть не попал в беду: позарившись на цветное платье убитого им Тугарина, он снял это платье с врага и одел на себя. А Яким Иванович принял его за змея, напустился на него и избил его.

В русском эпосе Алеша Попович – третий по значению русский богатырь. Силы ему природа меньше дала, чем Илье или Добрыне, но он отважен и храбр, а главное, смекалист, хитёр. Эти качества на Руси тоже ценились высоко. Особенно, когда с помощью этих качеств удавалось победить врага.

Отрицательные черты, которые были свойственны Алёше, не превратили его в негативный образ. Да Алёша порой беспечен, легкомыслен, но он жизнелюбив, безусловно, любит свою Родину, нетерпим к её недругам, самоотвержен.

detskiychas.ru

Каким было основное занятие Алеши Поповича? Характерные качества Алеши Поповича

Одним из самых известных русских богатырей считается Алеша Попович. Он является персонажем былин и сказаний, в которых повествуется об исключительной смелости мифологизированного богатыря, сравнимой лишь с силой Святогора. Основное занятие Алеши Поповича – труд на службе у киевского князя и защита простого народа от внешних врагов.

Откуда появился Алеша Попович

Родина Алеши Поповича — Ростов Великий. Уже в XIII веке в одной из летописей упоминается Александр, или Олеша Попович. Слово «богатырь» имеет тюркское происхождение, появилось оно вместе с татарами уже после кончины Александра. Известен Алеша Попович главным образом победой над Тугариным. Основное занятие Алеши Поповича — это совершение подвигов. Вместе с Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем Алеша образует знаменитую богатырскую троицу.

Характер богатыря

Несмотря на великую славу, качества Алеши Поповича основываются не на силе, а на хитрости и находчивости. Образ этого богатыря показывает двойственную и противоречивую натуру. Мужественный и удалой, он проявляет хвастливость, коварство и лукавство. Веселые и беззаботные шутки Алеши порой превращаются в злые и коварные насмешки. Это дает повод товарищам высказать богатырю осуждение, порицание подобного поведения. Долю недовольства Добрыни Никитича вызвало и сватовство Алеши к его жене — Настасье Микулишне — во время отсутствия мужа. По словам Добрыни, у Алеши «глаза завидущие и руки загребущие». Зависть и горделивость являются слабой стороной характера Поповича. В былине говорится, что однажды князь посадил Илью Муромца на почетное место. Это настолько рассердило Алешу Поповича, что он бросил в Илью нож. Хвастовство также является характерной чертой характера героя. То и дело богатырь говорит названым братьям: «Я удалее всех. Конь у меня порыскучее». По одной из версий, хвастовство в конечном итоге сгубило не только Алешу Поповича, но и всех богатырей. Несмотря на пороки, Алеша является глубоко верующим человеком. Про него говорили «Алешкина молитва до Бога доходит». Этот богатырь очень богомольный, недаром он является сыном ростовского протопопа. Отсюда пошло прозвище Алеши – Попович.

Чем занимался Алеша Попович

Чем занимался до приезда в Киев Алеша Попович, былина не повествует. Древнему эпосу свойственна циклизация вокруг этого города. В связи с этим основное занятие Алеши Поповича связано с киевскими подвигами. Самый архаичный сюжет его боев — это, безусловно, сражение с Тугариным. Этот бой затмевает другие подвиги Алеши Поповича. Тугарин чаще всего сопоставляется с половецким ханом по имени Тугор-кан. Именно он чинил на русской земле много зла и бед во второй половине XII столетия. С русским князем хана связывали родственные узы. Однако это не помешало ему осаждать русские города и грабить местное население. Ненасытность и жадность Тугор-кана высмеивает Алеша Попович. Былина повествует, что богатырь выгнал из Киева Тугарина. В действительности Тугор-кан мог присутствовать на пиру у князя Святополка Изяславича, поскольку приходился ему тестем.

Сражение с Тугариным

После того как Алеша Попович выгнал злодея с пира, сила мифа превращает Тугарина в опасного змея. В ответ на угрозы противника задушить его дымом, завалить искрами, уничтожить пламенем огня, пристрелить головнями богатырь принимает бой. Сражение протекает вблизи воды. По одной из версий былин, это происходит у Сафаст-реки. В итоге Алеша Попович сражает Тугарина и рассекает его труп, разметав по полю чистому останки. По другой версии, богатырь отвлек внимание противника, заставив его оглянуться назад. В момент, когда Тугарин потерял бдительность, Алеша Попович отсек ему голову.

Прообраз русского богатыря Поповича

Как и во многих былинах, существовал прототип храброго богатыря Алеши Поповича. Им стал некий Александр Попович, для которого одним из главных профессиональных качеств была смелость. Согласно Тверской летописи XIII века, Александр Попович приехал в Киев из Ростовской земли. В Суздальской летописи говорится об участии и гибели этого воина в битве 1224 года возле реки Калки. Однако большинство описаний жизни Александра Поповича оказались заимствованы летописями у народных эпосов. Согласно исследованиям, в XIII веке уже сложился культ данного персонажа.

Таким образом, основное занятие Алеши Поповича заключалось в том, чтобы защищать землю русскую от вражеской татарской силы. Одним из самых громких сражений стал поединок с Тугариным, обернувшийся для Алеши победой и громкой славой. Впоследствии сражение было мифологизировано: Тугарин-кан превратился в страшное чудище, напоминающее Змея Горыныча и Идолище Поганое. В разных былинах бой Алеши и Тугарина описывается по-своему. Несмотря на несколько вариантов этой истории, финал у нее один: богатырь побеждает злодея своей смекалкой и хитростью.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *