Можно ли дуб гриб и бабочку назвать изделиями – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: Урок окружающего мира в 3 классе по теме «В царстве грибов» | скачать бесплатно

Содержание

Окружающий мир 1 класс. Поурочные разработки.

План проведения урока

«Окружающий мир»

1 класс

Тема: Дикие и домашние животные.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с животными; закрепить знания о животных, воспитывать любовь к ним.

Ход урока

1. Организационный момент.

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

Будьте все внимательны,

А еще старательны!

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы урока.

– Каких животных мы можем встретить на лесной полянке?

– Как называют животных, которые живут в лесу?

– Сегодня на уроке мы узнаем о жизни диких животных, уточним и проверим наши знания о домашних и диких животных.

– Мы с вами будем говорить о животных, которые живут рядом с нами: кошках, собаках и о других, которых люди держат рядом с собой.

– Отгадайте загадки:

Не страшна ему вода,

Не намокнет никогда.

На одной ноге он спит,

Если тронешь – зашипит.

Очень я его боюсь.

Эта птица – важный … (гусь).

Солнце раньше всех встречает,

Курам корм он добывает,

Шпоры носит он умело,

Может в бой пойти он смело.

И не трудно поутру

Разбудить всех … (петуху).

Среди двора стоит копна:

Спереди вилы, сзади метла.

(Корова.)

Четыре ноги, пятый хвост,

Шестая – грива.

(Лошадь.)

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доится, а не корова,

Лыко дерет, а лаптей не плетет.

(Коза.)

Ноги тонки, бока звонки,

А хвост – закорючкой.

(Собака.)

3. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику (с. 14–15).

– Откройте разворот учебника «Дикие и домашние животные». Рассмотрите рисунки в прямоугольниках левой полосы разворота и назовите, какие животные здесь изображены. Назовите не только взрослых животных, но и их детенышей. (Медведь, медведица, медвежонок; белка, бельчонок; кабан, поросенок; заяц, зайчонок.)

2. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «Угадай: кто я?».

Учитель читает текст:

«– Угадай: кто я? А ем я муравьев и жуков.

Я подумал и сказал:

– Скорее всего, ты – жукоед-дятел!

– Вот и не угадал! – откликнулся голосок. – А еще я ем гусениц и личинок.

– Гусениц и личинок едят дрозды. Наверное, ты – дрозд.

– Я не дрозд. Еще я, бывает, грызу сброшенные лосями рога.

– Тогда ты – грызун: мышь или полевка!

– Я сама ем мышей!

– Тогда ты, конечно, кошка!

– Иногда я ем ящериц. А изредка даже рыбу.

– Может, ты цапля или журавль?

– Не цапля и не журавль. Бывает, ловлю птенцов и таскаю яйца из птичьих гнезд.

– Похоже, что ты куница!

– Не говори мне про куницу, куница – мой старый враг! А еще я ем шишки и рябину, ягоды и грибы, орехи и семена, почки и листья.

Я рассердился и крикнул:

– Скорее всего, ты – свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты – одичавшая свинья, которая забралась на елку!

– Сдаешься! – Ветки качнулись, раздвинулись, и показалась… белка!

Запомни! Мухоловки ловят не только мух, осоеды едят не только ос. А белки грызут не одни орешки!»

Беседа по вопросам:

– Что нового вы узнали про белку?

– Где живет белка?

– Чем питается белка?

– Отгадайте загадку:

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь.)

На доске появляется изображение медведя.

– Расскажите, что вы знаете о медведе. (Медведь питается медом и малиной. Это животное ест также клубни растений, муравьев, червей, личинок, мышей, рыб.)

– Рассмотрите разворот учебника, правую полосу. Какие животные здесь изображены и как называют их детенышей? (Корова – теленок, курица – цыпленок, свинья – поросенок.)

– Чем они отличаются от диких животных? Рассмотрите центральный рисунок. Расскажите, как семья Ивановых заботится о животных. (Эти животные живут рядом с человеком, он заботится об их пище, жилище, здоровье.)

– Как назвать одним словом этих животных? (Это домашние животные.)

– Каких еще домашних животных вы знаете?

Учитель открывает на доске картинки с изображением животных: мышь, собака, кошка, петух, утка.

– Какое животное здесь «лишнее»? Объясните почему. (Мышь – не домашнее животное, так как она не приносит пользы человеку.)

– Расскажите, какую пользу приносят домашние животные.

– Отгадайте загадки:

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.

(Корова.)

Кто не прядет, не ткет, а людей одевает?

(Баран, овца.)

У кого рога длиннее хвоста?

(Коза.)

Хвост крючком, нос пятачком.

(Свинья.)

– Как можно назвать всех этих животных? (Домашние животные.)

– Дикие животные живут в природе самостоятельно: добывают себе пищу, строят жилища, ухаживают за своим потомством. А откуда появились домашние животные?

2. Рассказ учителя «Как появились домашние животные».

– Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они стали уже не дикими, а домашними.

Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогали ему искать и добывать пишу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.

– Чем домашние животные отличаются от диких? (Люди кормят их, строят им жилища, заботятся об их потомстве.)

– Чем они платят людям за их любовь, ласку, внимание?

– К домашним животным относятся не только разнообразные звери (корова, овца, коза, свинья, лошадь).

Отгадайте, о каких домашних животных говорится в загадках:

Явился в желтой шубке:

Прощайте, две скорлупки!

(Цыпленок, утенок.)

С хвостом, а не зверь.

С перьями, а не птица.

(Рыба.)

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Пчела.)

– Правильно, домашние животные – это еще и птицы (куры, гуси, утки), и рыбы (карп), и насекомые (пчелы, шелкопряд).

Физкультминутка.

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись,

То присели, то нагнулись.

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались,

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

4. Закрепление изученного материала.

Идет медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг…

На двух ногах, на двух руках –

Мы тоже можем так!

Дети приседают на корточки, поднимают руки к голове, вытягивают руки в стороны.

– Отгадайте загадку:

Я чабан, овец пасу.

С буквой «к» – живу в лесу.

(Кабан.)

На доске появляется изображение кабана.

– Расскажите, что вы знаете о жизни кабана?

– А о ком говорится в этой загадке?

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

Учитель вывешивает картинку с изображением лося.

– Лось – очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ветками ив, сочных осин и берез. Они щиплют траву, папоротники и другие растения, а также едят грибы. Лоси проводят много времени у водоемов. Они отличные пловцы. Чуть ли не в недельном возрасте мать приучает лосенка плавать.

Отгадайте загадку В. Жуковича:

Длинноухий, косоглазый,

Скачет без оглядки

От волка и от лисицы.

Кто нашел отгадку? (Заяц.)

На доске появляется изображение зайца.

– Расскажите, что вы знаете о жизни зайца.

– Объясните, почему говорят, что «заяц летом серый, а зимой белый»?

– А на самом-то деле заяц летом совсем не серый, а бурый. А серым он бывает лишь одну неделю весной.

Далее учитель читает отрывок про зайца из рассказа Н. Сладкова:

«Всего на одну недельку в году становится заяц серым, а все заметили и запомнили. А что остальные сорок семь недель он не серый, словно и не видали. Серенький, видите ли, почему-то всем приглянулся!

А что хорошего: линючий, всклокоченный, ни белый, ни бурый, ни то ни се, но вот приметили и прославили. И прослыл заяц серым, словно другим и не бывает».

– Что общего у всех этих животных: у медведя, белки, зайца? (Это дикие животные, потому что они сами добывают себе пищу, находят или строят себе жилище, заботятся о своем потомстве.)

Учитель рассказывает о зайце-русаке.

5. Работа в печатной тетради.

Задание №10.

– Придумайте свои знаки для обозначения домашних и диких животных.

– домашние животные;

– дикие животные.

– Отметьте этими знаками, какие животные домашние, а какие – дикие.

Справка. При выполнении этого задания возникает проблемная ситуация: дикие пчелы живут в дуплах деревьев в лесу, домашние – в ульях. Рисунок не позволяет ответить на этот вопрос однозначно, возможен и тот и другой ответ.

6. Итог урока (рефлексия).

– Что нового вы узнали на уроке?

– Каких животных называют домашними?

– Каких животных называют дикими?

infourok.ru

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

Учитель читает стихотворение:

Был, говорят, где-то случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг – чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,

Где эта улица? Где этот дом?

Ищут водители: «Где наш гараж?»,

Мечутся жители: «Где наш этаж?».

Я рассказала про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли точно,

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

– Кто может ответить на эти вопросы легко и быстро, без предварительной подготовки? А кто-то, возможно, затруднится?.. Как вы думаете, можно ли забывать свой адрес? Почему важно знать домашний адрес каждому человеку? Есть ли у вас предположения, какую тему предстоит рассмотреть на уроке?

– Сегодня на уроке мы узнаем, где живет семья Ивановых и где живете вы.

II. Открытие нового знания.

1. Знакомство с предметом и учебником «Окружающий мир».

– «Окружающий мир» – новый предмет и учебник новый.

На наших уроках узнаем об этом мы всё очень скоро.

– Откройте учебник на с. 3. Рассмотрите на рисунке семью Ивановых. Нам часто предстоит встречаться с членами этой семьи. Мы начинаем изучать новый предмет, который познакомит нас с окружающим миром. Вместе с нами изучать этот предмет будут Маша и Миша Ивановы и их родители.

– Полистайте учебник, найдите героев книги на разных страницах и выясните, чем они занимаются.

– Отгадайте загадку:

Заворчу, заурчу,

В небеса улечу.

(Вертолет.)

– Путешествовать мы будем на вертолете и с него наблюдать за жизнью Маши и Миши, а иногда спускаться к ним в гости.

Рассмотрите условные обозначения в учебнике.

Учитель объясняет значение условных знаков.

2. Игра «Задай свой вопрос».

Учащиеся встают в круг. Учитель называет вопросы, на которые ищут ответы маленькие герои учебника – Маша и Миша:

– Почему осенью листья желтеют?

– Почему листья опадают на зиму?

– Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются на зимовку?

Учитель. Теперь ловите мяч и задавайте свои вопросы, на которые хотели бы получить ответы на уроках.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся с тобой.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

3. Работа по учебнику (с. 4–5).

– Найдите в учебнике изображение вертолета, представьте, что вы оказались в его кабине, вообразите себя на месте пилота. Расскажите, что вы видите с высоты. (Учащиеся рассказывают о поселке, домах на его улице, о предметах, расположенных рядом с ними.)

– Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 5. Что это за здания? (Школа, детский сад, магазин, почта.)

– Как вы узнали?

– Похожи ли дома поселка, в котором живут Миша и Маша, на дома, в которых живете вы?

– Какие еще здания есть в нашем поселке (городе)?

III. Закрепление изученного материала.

Работа в печатной тетради (задания 1–2, с. 3–4).

– Что нас окружает?

– Что изображено в тетради?

– Отметьте галочкой рисунки, где изображены предметы, сделанные человеком.

– Раскрасьте гриб, листья дуба и крылья бабочки. Можно ли дуб, гриб и бабочку назвать изделиями?

– Назовите одним словом изделия, расположенные в каждом ряду рисунков.

– Дополните ряд. Нарисуйте или назовите свой ряд предметов.

Ход урока

I. Целеполагание. Постановка учебной задачи.

– Что такое «адрес»? Зачем надо знать адрес?

– Когда может потребоваться адрес?

– Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы и решить учебную задачу: составить картотеку «Мой домашний адрес».

II. Открытие нового знания.

1. Работа по учебнику (с. 4–5).

– Рассмотрите рисунки-подсказки на левой стороне разворота. Где живут Маша и Миша Ивановы?

– Какое название носит их поселок? (Село Мирное.)

– Как называется улица, на которой живут Миша и Маша? (Улица Знаний.)

– Какой у них номер дома? (Дом 1.)

– Назовите адрес своей школы.

2. Игра «Мой адрес».

Учащиеся встают в круг и, передавая друг другу конверт, сообщают свой домашний адрес.

ножки

Нарядили ножки в новые сапожки.

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.

Вы шагайте-топайте, по лужам не шлепайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвите.

III. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Составление картотеки «Мой домашний адрес».

– Послушайте, какое хорошее стихотворение о добрых соседях написал поэт А. Кондратьев:

Вот соседи по этажу.

Каждый вечер на них я гляжу.

Вот соседи в доме моем:

Во дворе мы всех узнаем.

А на улицах шум и говор:

Это полный соседей город.

А за городом вся страна:

Вся соседями населена.

Никому не кажется странным,

Что соседи – и люди, и страны.

И Земля окликает Марс:

Эй, сосед, как дела у вас?

Учащиеся получают карточки и «печатают» свой адрес:

После завершения работы учитель организует выставку детских рисунков «Дом, в котором я живу» на классной доске.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

– Как зовут героев учебника «Наш мир»?

– Где живут Миша и Маша?

– По какому адресу мы можем послать им письмо?

II. Открытие нового знания.

– Сегодня на уроке мы узнаем, как Миша и Маша познают мир.

1. Работа по учебнику (с. 6–7).

– Рассмотрите центральный рисунок в книге. Посмотрите с вертолета вниз. Что вы видите? (Учащиеся подробно описывают центральный рисунок.)

– Расскажите о здании школы, школьном дворе, растениях и животных.

– Обратите внимание на детей. Найдите среди них Машу. Что делает Маша? (Девочка прощается с Жучкой перед порогом школы и гладит собаку.)

– Как вы думаете, почему художник дважды нарисовал Машу – перед зданием школы и на переднем плане рисунка? (Художник хотел, чтобы мы хорошо рассмотрели Машу и Жучку и рассказали об их дружбе.)

– Что вы слышите с вертолета? (На борту вертолета можно услышать только шум работающего мотора.)

– Давайте спустимся на землю недалеко от школы и, пока не прозвенел звонок на урок в поселке Мирном, познакомимся с Машей, погладим Жучку. Какие звуки мы слышим на земле? (Лает собака, едет и гудит машина.)

– Какие запахи мы чувствуем, гуляя вместе с Машей на школьном дворе? (Запах хвойных деревьев, травянистых растений.)

– Рассмотрите главный рисунок, где изображена Маша с Жучкой. Почему Маше нравится гладить Жучку?

– Что чувствует Маша, дотрагиваясь до Жучки рукой?

– Кто из вас гладил собаку? Что вы при этом чувствовали? (Гладя собаку рукой, мы чувствуем то же, что чувствует Маша: тепло тела животного, мягкость шерсти, форму тела; видим радость собаки.)

– Что помогло вам и Маше увидеть предметы, услышать звуки, почувствовать запахи, ощутить тепло? (В этом нам помогли глаза, уши, нос, кожа.)

– Будем ли мы ощущать тепло и мягкость шерсти Жучки, если Жучка в порыве нежности коснется нашей щеки или голой ноги?

– А если мы будем гладить собаку в перчатках, мы сможем почувствовать тепло собаки? (Мы можем чувствовать, что шерсть Жучки мягкая, не только руками, но и щекой, и лбом, и ногой, если нога голая, то есть кожей.)

2. Игра «Глаз, ухо».

Учащиеся встают в круг или около парт.

– Я буду называть части тела человека: голова, рука, нос, лоб, шея, уши, губы, палец, нога и т. д. Если вы услышите слово «глаз», то должны быстро присесть на месте, затем встать и сказать, что вы видите справа от себя.

Вышли уточки на луг: кря-кря-кря-кря!

Прилетел веселый жук: ж-ж-ж!

Гуси шеи выгибают,

Клювом перья расправляют: га-га-га!

Звонко квакает лягушка: ква-ква-ква!

Ветер ветки раскачал: р-р-р!

Зашептал в реке камыш: ш-ш-ш.

– Какой орган чувств помогает нам все это услышать?

3. Работа в печатной тетради.

– Представьте, что вы загораете на солнышке. Расскажите, что вы видите, слышите, чувствуете?

– Что помогло вам это все увидеть, услышать, почувствовать?

Вывод: информацию об окружающем мире мы собираем с помощью органов чувств: носа, глаз, ушей, кожи.

– Раскрасьте этот рисунок (задание 3).

4. Игра «Отгадай, чей голосок».

Сначала выбирается водящий, ему завязывают глаза. Весь класс хором говорит слова:

Ну-ка дружно встанем в круг,

Повернемся разом вдруг

И скажем:

– Скок, скок, скок!

Отгадай, чей голосок?

Слова «скок, скок, скок» говорит только тот, на кого показывает учитель. Водящий должен угадать, кто говорит.

– Какой орган чувств помогал вам играть? (Уши.)

Ход урока

Ход урока

Ход урока

I. Открытие нового знания.

– Сегодня на уроке мы продолжим экспериментировать, но сначала повторим правила безопасности при проведении опытов.

1. Проведение опытов (работа в парах).

Рекомендации. Для четвертого опыта понадобятся пакетики с чаем (мятным, лимонным, земляничным). В качестве раздаточного материала можно использовать и пакетики с листьями смородины, укропа, мяты, дольками чеснока, зернами кофе.

Для пятого опыта используются одноразовые стаканчики с различными соками (яблочным, томатным, морковным). Можно использовать минеральную воду, зеленый чай.

Для шестого опыта нужно приготовить чисто вымытые баночки с крупной солью, сахарным песком, крахмалом, мукой, маленькие разовые ложечки и тарелочки.

2. Обсуждение результатов опытов.

Подводя итоги четвертого опыта, школьники рассказывают о предметах, которые им удалось узнать по запаху, и формулируют вывод:нос – орган обоняния.

Затем учащиеся отчитываются о ходе проведения пятого опыта.

– Какие напитки вам удалось определить?

Вывод: язык – орган вкуса.

Шестой опыт интересен тем, что для определения веществ надо привлечь уже два органа чувств. Так, например, муку и крахмал можно отличить от сахара и соли с завязанными глазами на ощупь, а сахарный песок от крупной соли, крахмал от муки можно отличить и по вкусу.

Что я делал?

В понедельник я купался,

А во вторник – рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

Учитель читает стихотворение:

Был, говорят, где-то случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг – чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,

Где эта улица? Где этот дом?

Ищут водители: «Где наш гараж?»,

Мечутся жители: «Где наш этаж?».

Я рассказала про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли точно,

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

– Кто может ответить на эти вопросы легко и быстро, без предварительной подготовки? А кто-то, возможно, затруднится?.. Как вы думаете, можно ли забывать свой адрес? Почему важно знать домашний адрес каждому человеку? Есть ли у вас предположения, какую тему предстоит рассмотреть на уроке?

– Сегодня на уроке мы узнаем, где живет семья Ивановых и где живете вы.

II. Открытие нового знания.

1. Знакомство с предметом и учебником «Окружающий мир».

– «Окружающий мир» – новый предмет и учебник новый.

На наших уроках узнаем об этом мы всё очень скоро.

– Откройте учебник на с. 3. Рассмотрите на рисунке семью Ивановых. Нам часто предстоит встречаться с членами этой семьи. Мы начинаем изучать новый предмет, который познакомит нас с окружающим миром. Вместе с нами изучать этот предмет будут Маша и Миша Ивановы и их родители.

– Полистайте учебник, найдите героев книги на разных страницах и выясните, чем они занимаются.

– Отгадайте загадку:

Заворчу, заурчу,

В небеса улечу.

(Вертолет.)

– Путешествовать мы будем на вертолете и с него наблюдать за жизнью Маши и Миши, а иногда спускаться к ним в гости.

Рассмотрите условные обозначения в учебнике.

Учитель объясняет значение условных знаков.

2. Игра «Задай свой вопрос».

Учащиеся встают в круг. Учитель называет вопросы, на которые ищут ответы маленькие герои учебника – Маша и Миша:

– Почему осенью листья желтеют?

– Почему листья опадают на зиму?

– Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются на зимовку?

Учитель. Теперь ловите мяч и задавайте свои вопросы, на которые хотели бы получить ответы на уроках.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся с тобой.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

3. Работа по учебнику (с. 4–5).

– Найдите в учебнике изображение вертолета, представьте, что вы оказались в его кабине, вообразите себя на месте пилота. Расскажите, что вы видите с высоты. (Учащиеся рассказывают о поселке, домах на его улице, о предметах, расположенных рядом с ними.)

– Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 5. Что это за здания? (Школа, детский сад, магазин, почта.)

– Как вы узнали?

– Похожи ли дома поселка, в котором живут Миша и Маша, на дома, в которых живете вы?

– Какие еще здания есть в нашем поселке (городе)?




infopedia.su

Вредители дуба

Дуб – роскошное дерево, гордость российских лесов, символ вечности, здоровья, могущества и силы. «У лукоморья дуб зеленый…», так и встает перед глазами мощный великан с золотой цепью, в кроне которого спряталась русалка. Сколько лет может расти дуб? Много. Например, в Запорожье и сегодня еще зеленеет ветка дуба, рождение которого относят к 13 веку. Легенда гласит, что именно под этим дубом запорожцы писали письмо турецкому султану. Как бы там ни было, а уважение такое дерево вызывает!

Но почему же не все посаженные дубы способны расти на радость потомкам 100-200-500лет? Отчего начинают сохнуть еще в молодом возрасте, принимают уродливые формы, и, отнюдь, не ассоциируются с богатырской силой? Почему желтеют листья, а желуди падают на землю значительно раньше созревания? Сейчас часто говорят о вине экологии. Но в экологии ли дело, если дуб всегда был привлекателен для различного рода вредителей и инфекций? Его, наряду с плодовыми деревьями, любят листогрызущие вредители, ствол является пристанищем короедов и древоточцев, а желуди – настоящим лакомством для плодожорок. Влияние экологии в этом случае тозже достаточно велико — именно природные факторы провоцируют развитие вспышек насекомых и болезней. Не стоит ждать, пока ослабшее дерево станет очередной жертвой листоедов и короедов, а принимать защитные меры заранее. Только в этом случае дубы на вашей территории уже через несколько лет станут вашей гордостью, через несколько десятилетий – гордостью ваших детей, а через несколько столетий – гордостью ваших потомков.

Итак,  на европейской части России выявлено прядка 540 видов насекомых – любителей и пожирателей листвы и древесины дуба, а также 200 видов грибов, 1 вирус ВТМ, 14 видов бактерий. Впрочем, от вирусов и бактерий дубы не погибают, да и поражают они деревья, над которыми уже ранее поработали вредители.

Далеко не все из 540 вредителей могут нанести серьезный вред посадкам, но на некоторых хочется остановиться. Различают первичных и вторичных насекомых. Первичные нападают на здоровые деревья, а вторичные, как правило, короеды, преимущественно на ослабленные деревья.

Первичные листогрызущие насекомые

Непарный шелкопряд – один из самых опасных вредителей дуба, обычная бабочка, похожая на ночного мотылька, личинки которой могут своей массовостью полностью объесть листву дуба. Непарный шелкопряд предпочитает лиственные деревья, но в голодное время может питаться и хвоей. Особенно насекомое опасно в периоды массового размножения. Такое наблюдалось в Татарии и Чувашии с 1937 по 1943 и с 1953 по 1963 годы.

Кольчатый шелкопряд – получил название, благодаря способности самки укладывать яйца вокруг тонких веток, образуя аккуратные колечки. Появившиеся гусеницы питаются группками, объедая сначала листья со всей ветки, а затем перемещаясь на соседние. Причем за каждой гусеницей тянется шлейфом нить паутины, по которой она возвращается на свою ветку. Гусеницы массово тянутся на свежую ветку вниз, каждая на своей ниточке. Если не принять своевременных мер, то дуб может остаться без листьев и почек. По осени желательно осмотреть дерево на наличие яйцекладок в виде колечек на ветках, срезать их и сжечь.

Златогузка – белая бабочка и очень красивая с яркими пятнами на черном фоне гусеница, которая особенно любит дуб и плодовые деревья. Гусеницы очень прожорливы. В периоды нашествия могут оголить целое дерево.

Боярышниковая листовертка. Бабочка с красивой, хоть и не яркой окраской, откладывает яйца в углублениях коры невысоко над землей. Появившиеся весной гусеницы поедают почки и листья, располагаясь внутри них. В следующем возрастном периоде выбирают понравившийся лист, сворачивают его вокруг основной жилки и скрепляют слюной. Так  потом и путешествуют в листе, который ветром переносится на новое пастбище. Там же гусеница и окукливается.

Зеленая дубовая листовертка —  опасный вредитель дуба, светло-зеленая бабочка, гусеницы которой во время массового размножения могут полностью объесть листья дуба. Зародыши продолжают свое развития и зимой в яйцах. Поэтому есть риск гибели яиц, если, например, температура снижается до минус 30-33градусов. Если появление личинок совпадает со временем разбухания почек, то год для листовертки будет удачным. В холодную весну гусенички появляются позже, поэтому не успевают к почкам, и вынуждены питаться распустившимися листьями, что для них является менее подходящей едой. Кроме того, на листьях они хорошо видны и уязвимы для паразитов и хищников. Вспышки зеленой и боярышниковой листовертки обычно совпадают. Они наблюдались в 1947-1951, 1963-1969, 1967-1973, 1991-1995 годах, и каждый раз приводили к отмиранию целых дубрав. Борьба с дубовой листоверткой заключается в обработке деревьев весной инсектицидами.

Пяденица-обдирало и зимняя пяденица имеют аналогичный цикл развития, различающийся на несколько недель. Самки пядениц оранжевые, не имеют крыльев. Самцы светло- или буро-желтые имеют крылья в размахе до 4см. Гусеницы красно-бурые с желтой нижней частью. Пяденицы всеядны, пожирают практически любые лиственные деревья. Яйца откладывают на зиму под чешуйки почек. Массовое размножение возможно в период, когда распускание почек на дубе соответствует по времени с массовым появлением гусениц из яиц. К мерам борьбы относят накладывание клейких колец на ствол в период лёта бабочек. Кольца препятствуют возможности взобраться бескрылым самкам на дерево для кладки яиц.

Это первичные вредители. Если дерево ослаблено, и/или поражено морозом, солнцем, человеком, наступает очередь вторичных вредителей дуба — короедов.

Вторичные вредители — короеды, усачи и златки

Дубовые златки – жучки с медным отливом длиной до 15мм. Откладывают яйца в коре. Личинки развиваются под корой, проделывая длинные ходы. Зимуют и весной окукливаются. Дубовые златки часто работают вместе с пестрым усачом, поражая уже слабые и усыхающие деревья.

Дубовый заболонник – темно-бурый долгоносик длиной до 19мм. Откладывает яйца в коре, личинки питаются заболонью, проделывая ходы в древесине, там и зимуют, весной окукливаются. Жуки питаются также молодыми веточками.

Дубовый пестрый усач – черный крупный жук. Аналогично другим короедам, самки откладывают яйца в коре, личинки вгрызаются и живут 2 года в проделанных ходах в древесине дуба. На третий год личинки окукливаются и превращаются в полноценного жука, который еще некоторое время питается соком луба.

Это, конечно, далеко не все вредители дуба, которые могут нанести существенный вред. Есть еще пилильщики, орехотворки, листоблошки, тли, совки, клещи, моли и т.д. Всех знают и могут предложить эффективные меры борьбы только специалисты. Не стоит рисковать, если вы решили вырастить красивый и могучий дуб! Слишком велика вероятность поражения вредителями. Даже, если дерево и не погибнет, то может потерять декоративность.

Наши специалисты проводят комплексные мероприятия по защите дубов от вредителей. Это и обработки уничтожающими и репелентными (отпугивающими) препаратами по кроне, и использование  биологических мер борьбы — естественных врагов насекомых и отпугивателей-феромонов (противоположное действие у феромонных ловушек). Обращайтесь в любое время.

dendromir.ru

описание, польза и вред, свойства

Трутовик дубовый — один из наиболее известных грибов, который растет на коре дуба. В переводе с латинского языка phellinus igniarius переводится как пробка для курения. По своей форме и способу крепления очень похож на пробку в дереве.

Когда-то давно трутовик дубовый использовали для курения.

В природе у него существует двойник — это ложный дубовый трутовик. Наиболее часто он встречается в лесах Украины и Белоруссии. Он распространен на коре дуба, но иногда встречается на лиственных деревьях, например, березы ли ивы.

Дубовый гриб имеет желтовато-коричневую окраску и белые пятна около ядра. Ткань темно-коричневого оттенка, волокнистая. В том месте, где он прикреплен к коре дерева, он имеет желтый цвет.

Если говорить о ложном представителе, то он имеет коричнево-ржавый цвет и трубчатым ржавым слоем. Сверху может иметь серовато-коричневый или буро-рыжий оттенок. По форме — почковидный.

При этом мякоть обоих видов довольно хрупкая. На вид она состоит из множества маленьких трубочек, что делает оба вида еще более похожими.


Вернуться к содержанию

Фото дубового трутовика


Вернуться к содержанию

Борьба с болезнями

Дубовый трутовик является несъедобным грибом, но если рассматривать его как предмет исследования, то он обладает невероятными свойствами. Поэтому еще в начале двадцатого века ученые создали исследовательскую группу, которая начала изучение этого вида.

Доказано, что гриб способствует регенерации клеток, которые вызывают опухоль (или рак). Люди, которые страдают раковыми опухолями, самостоятельно употребляют его в различных поселениях Индии и Африки и живут намного больше.

Ученые со всего мира начали присоединяться к исследованию и его детальному изучению, который помогает найти полноценное и доступное всем лекарство от рака.

Через некоторое время ученые выявили, что этот гриб можно использовать при лечении диабета и как средство, которое не дает образовываться тромбам. При этом выявлены и противовоспалительные свойства.

Существуют упоминания о том, что его использовали в народной медицине.


Вернуться к содержанию

Ложный представитель

Ложный дубовый трутовик не обладает лечебными свойствами, он всего лишь обладает разрушающим действием и является вредителем лиственного леса.

Двойник может поразить любое дерево, которое старше 20-25 лет (иногда от 30-35 лет). Если он появляется на коре дерева — это значит, что дерево срочно нуждается в лечении. Если ложный трутовик попадет в пищу человеку или животному, то это вызовет мгновенное отравление организма. Иногда такое отравление может привести к смерти.

Из дерева, на котором появился этот гриб, уже не выйдет древесина первого сорта. В лучшем случае если оно не поражено полностью, то можно получить древесину второго сорта. В остальных случаях из пораженного дерева делают дрова.


Вернуться к содержанию

Фото ложного дубового трутовика

progrib.ru

Грибы, растущие на деревьях и пнях: съедобные, ядовитые, лечебные

Грибники не так редко могут встретить грибы, которые растут на деревьях и пнях. Однако, как правило, они не обращают на них внимания, поскольку считают их несъедобными либо просто не хотят связываться с незнакомыми экземплярами. Действительно, съедобных среди них довольно мало, а вкусных и сытных – и того меньше. Тем не менее, нелишним будет узнать о них подробнее. Что мы и предлагаем сделать, прочитав данную статью. В ней вы найдете фото и названия грибов на дереве, а заодно и ответ на вопрос: съедобны они или нет.

ПоказатьСкрыть

Можно ли есть?

Как мы писали выше, среди грибов, произрастающих на деревьях и пнях, те, которые можно употреблять в пищу, встречаются. Хотя необходимо отметить, что их намного меньше, чем среди тех, которые растут в почве. Наиболее известными среди грибов, встречающихся на стволах, являются опята. Это народное название группы съедобных грибов, которые относятся к разнообразным морфологическим группам. Гриб так и назвали – опенок, потому что чаще всего он растет на живой либо уже неживой древесине, на пнях.

Знаете ли вы? Опята является важным продуктом для здоровья человека. Так, в нем содержатся микроэлементы, участвующие в кроветворении. При употреблении 100 г этих грибов в день человек удовлетворит свою суточную потребность в таких важных элементах, как медь и цинк.

В категорию опят входит довольно много различных грибов. Также под них могут маскироваться несъедобные экземпляры, которые называют ложными опятами. Поэтому очень важно знать характерные отличия между опасными и неопасными грибами. Ниже мы приводим фото и описание грибов, которые растут на деревьях и встречаются наиболее часто.

Как не ошибиться в выборе?

Среди грибов на древесине попадаются не только опята, это также трутовики, вешенки, чешуйчатки, печеночница. Они бывают съедобными, ядовитыми и лечебными. Давайте знакомиться с ними ближе.

Съедобные

Не все из нижеперечисленных грибов являются вкусными и питательными, тем не менее, вреда здоровью они не приносят. Некоторые из них хорошо известны и популярны среди опытных грибников. Вот перечень съедобных грибов, растущих на деревьях, с фото и описанием:

  1. Вешенка рожковидная (Pleurotus cornucopiae). Имеет шляпку в форме рожка либо воронки. Она светлой, немного серой окраски. Имеет диаметр 3-12 см. Ножка у вешенки расположена по центру, усыпана низбегающими пластинками, длиной 2-6 см. Мякоть у вешенки белого цвета, мясистая, упругая. Гриб обладает слегка выраженными, практически незаметными ароматом и вкусом. Обитает на лиственных культурах с мая по сентябрь.
  2. Грифола курчавая (Grifola frondosa). Имеет и другие названия: гриб-баран, танцующий гриб. Экземпляр легко узнать по псевдошляпочному сростку и светлой ножке. Мякоть у него белая, волокнистая. Обладает приятным вкусом и ароматом. Плодоносит с июня по октябрь. Наиболее распространен у основания дубов и кленов. Может иметь массу до 10 кг. Без риска для здоровья можно употреблять в пищу такие съедобные грибы: подосиновики, черные грузди, маслята, сыроежки, волнушки, сатанинский гриб, лисички, осиновый груздь, белые подгруздки, шампиньоны, гриб моховик, белый гриб и опята.
  3. Опенок зимний (Flammulina velutipes). Имеет выпуклую коричневые шляпку и ножку. Центр плодового тела более темный. Ножка покрыта ворсинками. Диаметр ее от 2 до 10 см. Ножка коричневая, длиной около 7 см. Мякоть – белая, вкусная и пахучая. Чаще всего встречается на имеющих повреждения лиственных породах, засохших ивах и тополях. С осени по весну растет группами, может встречаться даже под снегом.
  4. Опенок летний (Kuehneromyces mutabilis). Обитатель лиственных лесов. Плодоносит с апреля по ноябрь. Имеет небольшую шляпку – средний диаметр ее составляет 6 см. Как и у всех опят, она у него выпуклая в молодости, а к старости выравнивается и становится плоской. По цвету – коричневая либо желтая. Ножка у этого опенка гладкая, высотой 7 см. Мякоть желтоватого цвета, утонченная, с мягким вкусом.
  5. Опенок осенний (Armillaria mellea). Шляпка диаметром 17 см. Окрашена в разные оттенки зеленого и коричневого цвета. Ножки у осенних опят длиной 10 см, светло-коричневого цвета, покрыты чешуйками. Мякоть – плотная, белого цвета. Гриб вкусный, имеет приятный аромат. Чаще всего их можно заметить на пнях таких деревьев: осина, ольха, береза, вяз.

    Важно! Многие из опят имеют опасных двойников. Главным отличием, по которому можно отличить опят от лжеопят, является наличие на съедобных грибах кольца на ножке под шляпкой.

  6. Печеночница обыкновенная (Fistulina hepatica). Экземпляр назван из-за того, что в разрезе напоминает кусок печени. Имеет полукруглую коричневую, слегка красную либо бурую шляпку 10-30 см в окружности. Растет на короткой боковой ножке. Мякоть с красноватым оттенком, мясистая. Плодовое тело кислое на вкус и фруктовое на запах. Предпочитает произрастать на живых деревьях. Обычно поселяется на дубе, каштане. Редко ее можно заметить на лиственных растениях. Гриб можно найти с конца лета по осень.
  7. Пилолистник тигровый (Lentinus tigrinus). Шляпка у этого экземпляра вырастает до 4-8 см. Окрашена в светлые оттенки – может быть белой, желтоватой, ореховой. Покрыта чешуйками темно-коричневого либо черного цвета. Ножка изогнута, 3-8 см в длину. Мякоть жесткая, не имеет особого запаха и вкуса. Характеризуется высоким содержанием протеина. Период сбора – с середины лета по осень. Произрастает на лиственных породах.
  8. Полипорус ячеистый (Polyporus alveolaris). Шляпка у него овальная либо полукруглая. Имеет желтый окрас с красноватым оттенком. Покрыта мелкими чешуйками. Достигает диаметра 2-8 см. Ножка – белая, короткая (около 10 мм), расположена сбоку. Некоторые экземпляры вообще растут без ножки. Мякоть – жесткая, белая. Запах и вкус у нее невыразительны. Плодоносит на лиственных культурах с апреля по август.
  9. Трутовик чешуйчатый (Polyporus squamosus) является одним из популярных грибов, растущих на деревьях, – с ним вы можете ознакомиться на фото и в описании. Этот экземпляр вырастает с кожистой шляпкой желтого цвета, усеянной бурыми чешуйками. Размеры ее – около 30 см. Ножка также покрыта чешуйками, бурая. Достигает длины 10 см. Мякоть характеризуется плотностью и сочностью, с насыщенным приятным грибным ароматом. Трутовик съедобен лишь в молодом виде, слишком взрослый он уже будет иметь жесткую мякоть. Период его плодоношения попадает на весну и лето. Обычно растет в парках и широколиственных лесах. Любит поселяться на вязах.
  10. Трутовик серно-желтый (Laetiporus sulphureus). В народе прозван куриным грибом. Вырастает с желтоватой шляпкой в виде капли 10-40 см в диаметре. Ножка у него плохо выражена, так же, как и шляпка, имеет желтоватую окраску. Мякоть упругая и сочная. Растет на различных лиственных и хвойных культурах, может поражать фруктовые деревья. Плодоносит с конца весны по начало осени.

Важно! Поскольку грибы представляют собою тяжелую пищу для пищеварительного тракта человека, на ночь их кушать не следует. Также ими не нужно кормить детей до пяти лет. Перед употреблением любые грибы необходимо отварить не менее 20 минут.

Ядовитые

Среди грибов, паразитирующих на деревьях, больше, конечно же, несъедобных и даже таких, которые могут нанести серьезный вред организму человека. Вот перечень наиболее часто встречающихся несъедобных грибов, растущих на деревьях, с фото и описанием:

  1. Ганодерма южная (Ganoderma australe). Шляпка у этого экземпляра плоская и очень крупная – до 40 см в диаметре и до 13 см в толщину. Имеет буроватый, серый, коричневый оттенки. Ножки почти нет. Мякоть плодового тела – мягкая, коричневого либо красноватого цвета. Любит селиться на тополях, дубах и липах.
  2. Ишнодерма смолистая (Ischnoderma resinosum). Плодовое тело этого гриба бывает до 20 см в диаметре. Имеет бронзовую, коричневую, красноватую окраску. Когда ишнодерма активно растет, то на шляпке выделяются капли красной жидкости. Мякоть у гриба – сочная, белого цвета. Ишнодерма встречается с августа по октябрь в широколиственных лесах (чаще всего на буке, березе, липе). Вызывает белую гниль у пихты.
  3. Пиптопорус дубовый (Piptoporus quercinus). Характеризуется большим плодовым телом овальной или вееровидной формы 10-15 см в диаметре с бархатистой поверхностью. Окраска может быть белым, бурым, желтоватым. Растет на живых растениях, чаще всего на дубах.
  4. Постия вяжущая (Postia stiptica). Этот экземпляр встречается очень часто, его можно узнать по белому плодовому телу различной формы. Молодые грибы покрыты каплями жидкости. Имеют сочную и мясистую мякоть с горьким вкусом. Преимущественно растут на хвойниках.
  5. Траметес пушистый (Trametes pubescens). Шляпки вырастают на 10 см в окружности. Поверхность их серого цвета с различными оттенками. Мякоть – белого цвета, кожистая. Чаще всего встречается на пнях и валежнике. Любит поселяться на березах и хвойных.

Важно! Будьте внимательны – ядовитые грибы могут быть так же привлекательны по виду и очень ароматны, как и съедобные.

Лечебные

Некоторые грибы, срастаясь с деревом, образуют плодовые тела, которые обладают лечебными свойствами. Из них народные врачеватели изготавливают лекарственные средства. К таким, например, относятся грибы, растущие на деревьях, с фото и названиями которых вы можете ознакомиться ниже.

  1. Губка лиственничная (Fomitopsis officinalis). Другое ее название – агарикус. Плодовые тела гриба напоминают копыта, а также могут быть продолговато-цилиндрическими. Достигают массы до 10 кг. По цвету белые, серовато-белые, бледно-желтые. Растут на хвойниках, чаще всего на лиственнице. Средства на основе гриба слабят, останавливают кровь, действуют в качестве успокоительного, оказывают легкое снотворное действие. Также используются для уменьшения потоотделения.
  2. Трутовик лакированный (Ganoderma lucidum). Более известен под названием гриб рейши или линчжи. Имеет яйцевидную или почковидную шляпку с гладкой блестящей кожицей различных цветов: красного, бурого, фиолетового, черного. Мякоть – охристая, безвкусная и без запаха. В основном произрастает на древесине умерших лиственных пород, чаще всего на пнях. Средства на основе гриба имеют противоопухолевое, иммунномоделирующее действие. Используются для улучшения кровообращения, обмена веществ, нормализации артериального давления.
  3. Трутовик скошенный (Inonotus obliquus), известный также как чага либо березовый гриб. Плодовое тело вырастает в диаметре от 5 до 40 см. Имеет форму нароста неправильной формы. Бывает черного цвета. Покрыто множеством мелких трещин. Обычно обитает на березах, однако может поражать также ольху, клен, рябину, вяз. Средства на основе скошенного трутовика применяются с противоопухолевыми и противогастритными целями. Обладают противомикробным, спазмолитическим, мочегонным действием.
Знаете ли вы? Грибы содержат больше железа, фосфора и кальция, чем любой из видов мяса, а также в 5-10 раз больше витамина В3, чем в зелени и овощах.

Использование пней для выращивания грибов

Пни можно использовать для выращивания вешенок. Это легко делать, например, на дачном участке. Для этого вам потребуется тенистый участок либо помещение и несколько пней из лиственных пород (береза, осина, яблоня, груша, акация, тополь). Хвойные культуры для этих целей не подходят.

Пни должны быть не старыми, идеально, если они будут свежеспиленными. Сухие потребуется замочить на несколько дней в воде. Их размеры принципиальной разницы не играют. Удобны отрезки диаметром от 15 до 40 см и высотой от 40 до 50 см.

Выращивание вешенок можно осуществлять как на открытых участках, так и в закрытых помещениях. Если планируется размещение пней на улице, то место должно находиться в тени и хорошо проветриваться. При температуре ниже +20°С потребуется укрытие агроволокном. Оптимальное время для посадки – апрель-май и август-сентябрь. Мицелий прорастает в течение трех месяцев.

Существует несколько способов укладывания бревен. В каждом из них понадобится рытье канавы не менее 30 см глубиной и шириной, соответствующей диаметру деревянных заготовок. При наличии подпорок под бревна землю можно не рыть, а разместить пни на ее поверхности.

Также существует несколько способов внесения мицелия в пень – например, путем просверливания отверстий, путем спиливания верхней части, постройки пирамиды из чурок с несколькими слоями мицелия и др.

Зимой пни нужно будет заносить в помещение либо укрывать соломой, агроволокном.

Важно! Важным условием выращивания вешенок на открытом участке является регулярное увлажнение почвы вокруг пеньков. Лучше всего для этих целей подойдет система капельного орошения. При выращивании вешенок в помещении его нужно продезинфицировать. Например, можно использовать 4-процентный раствор извести. После дезинфекции помещение нужно будет закрыть на 48 часов, а затем хорошо проветрить, пока в нем будет отсутствовать запах. В помещении должны быть проведены вентиляция, освещение, поддерживаться необходимая температура (+15°С).

Удобнее всего поленья после засева мицелием в подвале либо сарае уложить горизонтально, друг на друга. Сверху они укрываются мешковиной либо перфорированной пленкой.

При вертикальной установке бревен из них делают колонны и засыпают соломой, опилками. С боков колонны укрывают пленкой либо мешковиной.

Воздух в помещении должен быть постоянно влажным. Частые проветривания являются обязательными.

В мае пни можно будет пересадить в грунт под открытым небом.

Влияние грибов на кору деревьев

Грибы оказывают разрушительное действие на деревья. Оно касается как коры, так и его корней. Обычно плодовые тела образуются на старых, больных, поврежденных, зараженных насекомыми стволах. Они могут поражать как лесные растения, так и плодовые культуры. Часто провоцируют развитие различных гнилей, других заболеваний. В результате дерево может полностью погибать.

Но некоторые из древесных грибов, например трутовик, называют санитарами леса, поскольку они способствуют разложению старой и больной древесины, обогащению почвы питательными элементами.

Грибники, проводя «тихую охоту», чаще всего сосредоточенно смотрят себе под ноги, выискивая среди травы желанную добычу. Однако некоторые из грибов предпочитают расти на стволах и корнях деревьев. И среди таких грибов можно встретить довольно вкусные и ароматные экземпляры, пригодные для приготовления различных блюд. Если же леса, переполненного грибами, у вас поблизости нет, то вы можете вырастить их для себя собственноручно, используя недавно спиленные пни.

Была ли эта статья полезна?

Спасибо за Ваше мнение!

Напишите в комментариях, на какие вопросы Вы не получили ответа, мы обязательно отреагируем!

Вы можете посоветовать статью своим друзьям!

Вы можете посоветовать статью своим друзьям!

Да

Нет

264 раза уже
помогла


agronomu.com

Дуб — патриарх и долгожитель среди деревьев — Зелёный Мир

Латинское название дуба черешчатого — кверкус робур, — что в переводе означает «красивое, цветущее дерево». Слово «кверкус» (красавец) придумали римляне. У них он олицетворял Юпитера. Желуди они называли югланс (юпитеров плод). Дуб по праву заслужил звание долгожителя лесов. Однако мало кто знает, что в молодом возрасте дуб очень восприимчив к местным условиям, поэтому его выращивают, используя в качестве защиты другие деревья. Вместе с дубом растут ели, березы, которые защищают его от солнцепека, холодного ветра, заморозков.

Не секрет, что дуб живет до тысячи лет. У старых деревьев стволы достигают нескольких метров в поперечнике! в толщину ствол прирастает до самой смерти, а в вышину — только до 150-200 лет. Но за это время дерево поднимается ввысь на 30-40 метров. Может поэтому дуб вызывает ощущение мощи, надежности, постоянства.

Не только долголетием знаменит дуб, а еще благодаря прочности своей древесины. Изделия из дуба могут сохраняться необыкновенно долго. В Историческом музее в Москве под огромным стеклянным колпаком хранится челн, обнаруженный при раскопках на реке Дон. Ширина челна 1,2 м, а длина 8 м. Он пролежал в земле около 4000 лет. Обычно деревянные предметы под землей редко хранятся более 1000 лет.

ДВА РАЗНЫХ ДУБА 

Интересно отметить, что весной не все дубы распускаются одновременно. Оказывается, есть две формы этого дерева: летний и зимний дуб. В народе их называют дубом-матерью и дубом-мачехой. Первый зазеленел, а второй стоит мрачный, как будто наступление весны его не касается. И древесиной обе формы отличаются. У раннего — древесина на 10-12% прочнее при сжатии и в изгибе. Сосуды древесины позднего дуба более крупные, с широкими просветами.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДУБА В БЫТУ И МЕДИЦИНЕ

Ствол старого дуба одет темно-серой корой. А у молодых дубков лет до двадцати кора остается такой гладкой и блестящей, что ее называют зеркальной. Именно такая «зеркальная» кора идет для дубления кож, потому что содержит много превосходных дубильных веществ, которые носят название таннины, и максимум их содержания приходится на 15-35 лет. Таннины придают коньякам и шампанским винам аромат и цвет, отчего их и выдерживают в дубовых бочках.

Какое применение нашла дубовая кора в медицине? Отвар дубовой коры (1 ст. ложку сырья залить 1 стаканом воды, кипятить 1 мин., процедить) применяют при излишней потливости (можно использовать для протирания под мышками более слабый отвар дубовой коры: из расчета 10 г коры на 200 мл воды), для лечения ожогов, гнойных ран, при обморожениях, для обмывания геморроидальных кровоточащих узлов, для укрепления десен и уничтожения запаха изо рта, помогает при воспалительных процессах на слизистой оболочке рта, укрепляет рыхлые кровоточащие десны.

ЖЕЛУДИ ДУБА 

Когда у дуба совсем еще маленькие листики, тогда он начинает цвести. Женские, или пестичные, цветки дуба найти труднее. По размеру они с булавочную головку. Каждый цветок имеет вид едва заметного зеленоватого зернышка с малиново-красной верхушкой. Эти цветки располагаются поодиночке или по два-три на концах особых тонких стебельков. Именно из них к осени образуются желуди.

Дуб распространяется благодаря разбросу желудей и прорастанию их вокруг материнского дерева. Такая птица как сойка также способствует увеличению дубрав. Сойка очень любит лакомиться дубовыми желудями. Она  также делает запасы — уносит желуди в клюве далеко от дуба и прячет их во мху или траве, и к своим запасам сойка не возвращается. Так некоторые из желудей прорастают далеко от материнского дерева.

Археологи считают, что первый хлеб пекли именно из дубовых желудей, а не из злаков. Наши предки растирали в порошок желуди, и из этой муки пекли хлеб.

Желуди считаются питательнее всех семян. В них имеется кверцетин — ядовитое вещество, совсем безвредное для животных. При вымачивании или обжаривании кверцетин вымывается или разрушается, и желуди становятся съедобными для людей. Желуди поджаривают до легкого покраснения (не пережечь до черноты!), толкут, заваривают как кофе, добавляют при желании молоко, сахар (лучше мед). До сих пор из желудевой муки пекут кондитерские изделия.

Желуди очень питательны: содержат около 40% крахмала, сахара, жира, поэтому многие животные лакомятся ими, запасают на зиму, устраивают кладовые.

Желуди — это плоды, а не семена. Желуди не переносят высыхания. Стоит им потерять даже небольшую часть воды, они погибают. Желуди чувствительны к морозу. Хранить долго их трудно — быстро загнивают. Всхожесть желуди сохраняют лишь до весны.

ДУБОВЫЕ ЧЕРНИЛА 

Иногда на листьях дуба можно встретить шарики разных размеров, которых на одном листе бывает несколько. Их еще называют чернильными орешками. Внутри такого «орешка» можно увидеть небольшое насекомое с усиками и прозрачными крылышками. Это обыкновенная дубовая орехотворка. Такие шарики называют галлами. Их происхождение связано с жизнедеятельностью орехотворки. Она откладывает яйца в ткань дубовых листьев. Постепенно на этих местах образуются галлы. А чернильными они называются потому, что в старину их собирали, измельчали, кипятили, добавляли железный купорос и получали чернила. Такие чернила не выцветали даже на солнце. Именно благодаря этим чернилам до наших дней дошли многие тексты древних рукописей.

Статьи схожие по теме:

zeleny-mir.ru

Дубовая зеленая листовертка

Бабочка дубовой листовертки

Мощный красавец дуб с массивным стволом, крепкими ветвями и густой кроной – символ здоровья и долголетия. Сложно представить, что врагом этого гиганта является… маленькая зеленая бабочка. Тонкая шелковая паутинка и скрученные листья — характерные признаки, означающие, что на дереве поселилась дубовая зеленая листовертка.

Познакомьтесь поближе

Посмотрим повнимательнее на любительницу дубовых листьев.

  • Этот вредитель появляется на свет из круглого, уплощенного яйца. Светло-желтое в начале своего развития, со временем оно приобретает серовато-бурый цвет.
  • Из яйца выводится серовато-зеленая гусеница длиной 12–20 мм. Голова, грудные ноги и щитки ее тела темно-коричневые.
  • Гусеница в свою очередь превращается в темно-бурую куколку — кремастер в виде короткого широкого выступа с волнистой вершиной и восемью мелкими крючковидными щетинками.
  • Из неприглядной оболочки наконец появляется бабочка. Крылья в размахе 18–23 мм, передние – одноцветные, серно-зеленые, с тонкой желтой полоской по краю, задние – серые.

Эту прожорливую особу можно встретить в европейской части России в пределах ареала дуба, на территории Украины, в Западной Европе, Малой Азии, Иране, в северо-западных районах Африки. Наибольшей опасности подвержены молодые дубы. В дендропарках добычей листовертки могут стать также интродуцированные виды дуба, а на южном берегу Крыма – насаждения дуба пушистого.

Кладки

Бабочки откладывают яйца на кору молодых ветвей часто у основания листовых рубцов, где они и зимуют. Кладка содержит обычно два яйца (очень редко — три-четыре), она покрыта щитком серовато­коричневого цвета, под цвет коры ветвей, что делает ее почти незаметной.

Гусеницы рождаются в конце апреля – начале мая, когда среднесуточная температура достигает +10 °С. Это время всегда совпадает с периодом набухания почек ранней формы дуба (фаза «открытой почки»). Такая строгая синхронность не нарушается даже при очень затяжной весне и свидетельствует о давней связи листовертки с ее кормовым растением.

В смешанных древостоях бабочки откладывают яйца на обе формы дуба, как на раннюю, так и на позднюю, не проявляя при этом выраженной избирательности.

Жизнь гусеницы

На ранней форме дуба гусеницы проникают в еще не распустившиеся почки и живут здесь до появления листьев, выедая их изнутри. Как правило, в одной почке развивается одна паразитирующая особь. С распусканием листьев гусеницы повреждают их, рыхло окутывая розетку шелком, позднее скручивают листья в трубки (верхней стороной внутрь) или живут под завернутым краем листа.

Край листа свернут гусеницей дубовой зеленой листовертки

Развитие гусеницы продолжается 15–25 дней. Она окукливается в загнутом крае листа, прикрепляя его шелковыми нитями, что чрезвычайно характерно для этого вида. В таком укрытии куколка тихо ждет своего часа 9–12 дней.

Гусеница дубовой зеленой листовертки на листе дуба

Вылет бабочек продолжается с первых дней июня до третей декады июля. Одна самка откладывает 60 яиц. В год бывает одна генерация.

Дубовая зеленая листовертка любит свет и тепло. Она заселяет в первую очередь освещенные, опушечные или отдельно стоящие деревья, изреженные насаждения, парки, лесополосы ажурной конструкции. Очаги образуются в редкорастущих чистых старовозрастных дубравах, занимающих наиболее сухие и прогреваемые места, а также в оврагах, старых парковых рощах и других зеленых насаждениях вокруг больших городов.

Когда происходят вспышки

У листовертки есть немало врагов. С ней связано 102 вида энтомофагов – насекомых, пожирающих дубовую листовертку. В ряде биотопов они оказывают существенное влияние на изменение численности популяции, уничтожая в конце вспышек до 68% всех особей. Такую же роль играют птицы, особенно скворцы.

Однако ни те ни другие не являются основной причиной затухания вспышек массового размножения листовертки.

Быстрое нарастание ее численности возможно только при условии оптимального совпадения сроков выхода гусениц листовертки из яиц и фазы «открытой почки» у дуба. Если и в дальнейшем складывается более или менее благоприятная для питания гусениц ситуация, то вспышка массового размножения этого вредителя в последующие 2–3 года достигает максимума.

Затухание вспышек происходит сразу. Оно обычно обусловлено очень низкими температурами зимой. Под Москвой вспышки массового размножения листовертки, как правило, резко обрываются низкими температурами в январе–феврале. Такая же картина наблюдается и в других местах.

Сильные январские морозы 2017 года до -39°С в Тверской и -36°С в Московской областях могли уничтожить яйцекладки дубовой листовертки. Чтобы не тратить зря деньги на ненужную обработку — закажите у специалистов учет численности перезимовавших кладок.

Гибель подавляющего числа гусениц в яйцах во время «спячки» происходит при –30…–35 °С. Морозы в декабре менее губительны для яиц зеленой дубовой листовертки. Весной гусеницы гибнут при –6…–8 °С.

Под надзором

Если на дереве в этом сезоне была обнаружена дубовая зеленая листовертка, то осенью пригласите квалифицированного специалиста по уходу за деревьями. Он должен провести осмотр зараженного дерева: срезать побеги и подсчитать, сколько отложено кладок.

Как уже отмечалось, яйцекладки обычно уничтожаются сильными морозами — ниже -30,-35 °С. Поэтому в марте осмотр проводится повторно, чтобы выяснить, какое количество кладок перезимовало.

ЭТО ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ!

Осмотр в марте обязательно следует делать для того, чтобы в случае гибели вредителя не тратить деньги впустую на бессмысленную обработку и лишний раз не подвергать хрупкую экосистему химическому воздействию. 

Если зима не нанесла серьезного вреда потенциальному потомству листовертки, то следует подумать о способах борьбы с нежелательным гостем.

Из доступных методов, не требующих профессиональных знаний и оборудования:

  • создание условий для жизни естественным врагам листовертки — насекомоядным птицам, муравьям, жужелицам, клопам, осам-наездникам, нематодам. Для этого необходимо сохранять муравейники, устраивать гнездовья и кормушки для насекомоядных птиц (особенно скворцов), строить домики для насекомых. 

Домик для насекомых

Домик для насекомых

  • на совсем юных дубках гусеницы можно собрать механическим путем, тщательно осматривая и обирая руками. 

Если вы владелец больших дубов, то вам нужна уже профессиональная помощь!

Потребуется обработка инсектицидами или биологическими препаратами всей поверхности кроны мощными моторизированными опрыскивателями или генераторами холодного тумана.

Обработка генератором холодного тумана

Обработка генератором холодного тумана

Главное здесь — это выбрать правильное время для обработки.

Она производится непосредственно перед распусканием и в период распускания почек дуба, в ранние или послеобеденные часы (следует исключить жаркие часы), в сухую погоду.

Для большей эффективности необходимо посмотреть прогноз погоды, чтобы в течение 2-3 дней после опрыскивания не было осадков. Биологические препараты наиболее эффективны, когда их применяют против гусениц младшего возраста.

__________________________________________________________________

Для справки:

Энтомофаги – насекомые, питающиеся насекомыми и их личинками. Могут использоваться в борьбе с вредителями.

Биотоп – участок земной поверхности (суши или водоема) с однотипными условиями среды, занятый определенным биоценозом.

___________________________________________________________________

Рекомендуем прочитать:

Аллелопатия. Как растения влияют друг на друга

Аллелопатия – влияние растений друг на друга путем различных выделений в окружающую среду. Выделяемые вещества не только защищают своего донора от врагов. Они играют и регулирующую роль в природе.

 

 

 

Уход за деревьями в безлиственный период

Взрослые деревья без правильного ухода и должного контроля за состоянием представляют большую опасность для имущества, здоровья и жизни человека. Чтобы избежать подобных рисков, дерево следует тщательно и профессионально обследовать.

givoyles.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *